Концепция риск-аппетита – ключевой компонент управления рисками

Концепция риск-аппетита – ключевой компонент управления рисками

Нахождение баланса между риск-аппетитом и контролем - нелегкая задача, но каждая компания должна стремиться к этому и постоянно работать над поиском этого равновесия.

Если обратиться  к поисковой программе Google за определением термина «риск-аппетит», то можно

найти ряд определений этого понятия. Вот одно из них «Уровень  риска,  который  руководство  компании  считает  приемлимым  в  процессе достижения  общих  финансовых  и платежеспособных целей» (Society of Actuaries ERM Symposium, from April 2010)

Принятие  решения  о  том,  какое  количество  риска  компания  желает  или  не  желает  принять,  является  решением  корпоративного  уровня.  Каким образом  компании  имеют  возможность  решать  вопрос  о  количестве  принимаемых  рисков  и  какие  риски  компании  готовы  принять?  Например,  многие  компании  владеют  конфиденциальной  информацией  своих  клиентов (например, номер кредитной карты, адреса клиентов и т. д.), и чем больше цена и риск потери  данной  конфиденциальной  информации,  тем  тщательней  должен  быть  контроль  над  IT  службой  из-за  опасения нанести урон бизнесу в случае происхождения такой ситуации. 

Нахождение баланса между риск-аппетитом и контролем -  нелегкая задача, но каждая компания должна 

стремиться  к этому и постоянно работать над поиском этого равновесия. Например, если ваша компания 

является  финансовым   учреждением  и  активно   работает  с  финансовыми  инструментами  (например, 

форвардные  контракты,  фьючерсы,  опционы,  свопы  и  другие типы  деривативов),  вам  следует  знать, 

осознает   ли   высшее   руководство   (Совет   Директоров   и   исполнительные   директора)   функцию   этих  инструментов и почему компания пользуется ими. Может быть, назначение дериватива заключается в том,  чтобы  хеджировать  против  изменения  процентных  ставок  или  изменений  обменного  курса  иностранной  валюты, или, вероятно, как в случае с AIG, использовать это в качестве средства для увеличения прибыли  (например, MBS, CDO, CDS и т.д.). Если вы знаете риск-аппетит своей компании, то у вас есть базис, на  основе которого вы можете определить,  присутствует ли согласованность цели между желаниями Совета  и   действиями   менеджмента.  

Часто говорят, что аппетит  на риск является  показателем того, как компания ведет свой бизнес. Тем не 

менее, тот объем риска, которое компания (или отдел или подразделение) желает или не желает принять 

находится  в  «глазах  собственника».  Например,  из-за  того  факта,  что  инвесторы  акционерного  капитала  заинтересованы  в  возврате  своих  инвестиций,  они  бы  желали  предпринять  больший  риск,  чем,  скажем  пенсионный   фонд,   который   инвестирует   пенсионные   фонды,   могущие   понадобиться   в   ближайшем  будущем. Следовательно, решение о количестве риска, которое компания желает и в состоянии принять  или потерпеть, должно приниматься на корпоративном уровне, следуя подходу сверху вниз.

Бизнес по своей сути является рискованным делом, что означает, что организации так или иначе должны 

идти  на  некоторый  риск хотя  бы  для  того,  чтобы  выжить.  Количество  риска,  которое  бизнес  принимает,  будет зависеть от того, стремится ли организация  к риску (risk seeker) или неохотно идет на него (risk averse). Быть сдержанным в плане риска вовсе не означает, что бизнес старается избегать риска совсем,  вместо этого, это означает, что бизнес сфокусирован на том, чтобы получить достаточное возмещение в  результате     предпринятых      рисков.   С   другой    стороны,    искатели     риска    в  бизнесе    -  это   те,  кто  сфокусированы  больше  на  получении  максимальной  прибыли, и, тем  самым,  не  так  озабочены  уровнем  риска, который они готовы принять для максимизации прибыли.

Каждый менеджер, каждый директор, каждая компания имеет риск-аппетит независимо от того, было ли об 

этом  четко  заявлено  или  нет.  Риск-аппетит  выражается  в  действиях  или  бездействиях  руководства  и директоров, которые предпринимаются или не предпринимаются с целью достижения поставленных целей  и задач компании.

Риск является необходимым следствием ведения любого бизнеса, тем не менее, те  компании,   которые   продумывают   и   формализуют   свои   риск   аппетиты,   имеют   шансы   быть   более  успешными      в  долгосрочной  перспективе.  Целью  данной  работы  было  побудить  к  мысли  о  том,  как формализовать  ваши  риск-аппетиты  таким  образом,  чтобы  компания  имела  больший  шанс  выжить  в  будущем.

(Более подробно в статье преподавателя программ CIA и СМА Карла Берча на нашем сайте)


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Бухгалтерія, облік та податки Менеджмент, керування, KPI Фінанси, кредит, банківська справа