Базовые аспекты проектного управления (Project Management)

Базовые аспекты проектного управления (Project Management)

При росте объема проектов и количества используемых человеческих ресурсов управление ими становится все более похожим на сложную инженерную задачу, которая, сама по себе, постепенно становится проектом – более высокого уровня.

Для управления большими проектами нужны: 
знание общей теории, детальные бизнес-процедуры, 
мощные программные средства управления проектами, 
высококвалифицированные специалисты по управлению 
/Игорь Ашманов/

Управление проектами, формальное и неформальное, стало общепризнанной технологией управленческой деятельности и существует практически в каждой организации.

С ростом компании и усложнением стоящих перед ней задач возникает необходимость  перехода  от  неформального управления (когда  все процессы основаны «на словах» — на устных договоренностях, традициях, привычках)  к формальному (когда обозначены процедуры, имеются все необходимые документы и сотрудники знают, что делать).

Эффективным способом перехода к формальному (профессиональному) менеджменту - является внедрение проектного управления, так как проекты выполняются в рамках принятого стандарта управления проектом и требуют планомерного и системного подхода.

Project Management (РМ), или управление проектами, — это искусство руководить и координировать человеческие и материальные ресурсы для получения конкретно определенных и запланированных результатов по:

  • содержанию, качеству, стоимости работ и объему работ,
  • времени реализации и удовлетворению участников проекта на протяжении всего жизненного цикла проекта.

С точки зрения международных стандартов, корпоративное управление проектами — это соблюдение в компании единых правил, согласно которым все проекты:

  • инициируются,
  • планируются,
  • развиваются,
  • контролируются
  • и завершаются

С точки зрения процессного подхода, управление проектами - это совокупность взаимосвязанных процессов (процесс - это совокупность действий, создающих результат).

Процессы проекта делятся на две основные группы:

- процессы управления проектами — касающиеся организации и описания работ проекта (действия и процедуры, связанные с осуществлением функций управления.;

- процессы, ориентированные на продукт (создание ценности для клиентов проекта) — касающиеся спецификации и производства продукта. Эти процессы определяются жизненным циклом проекта и зависят от области приложения.

В проектах процессы управления проектами и процессы, ориентированные на продукт, накладываются и взаимодействуют.

Например, 
цели проекта не могут быть определены при отсутствии понимания того, как создать продукт.

Все процессы управления проектом могут быть объединены в шесть главных групп, направленных на осуществление разных функций управления:

1. процессы инициации – процессы, направленные на принятие решения о начале реализации проекта;

2. процессы планирования – процессы определения целей, задач и критериев выполнения проекта;

3. процессы исполнения и контроля – процессы управления людскими и другими ресурсами проекта;

4. процессы анализа – процессы установления соответствия проектного плана и фактического исполнения проекта, а также принятия решений о необходимости оказания коррекционных воздействий;

5. процессы управления – процессы осуществления необходимых мероприятий, направленных на управление работами, ресурсами и качеством выполнения проекта;

6. процессы завершения – оформление выполнения проекта и приведение его к упорядоченному завершению, подведение итогов.

Как правило, процессы управления проектом происходят параллельно и с разной степенью интенсивности на всех его этапах, а не осуществляются последовательно.

Кроме этого, все процессы управления проектом взаимообусловлены – итог осуществления одного является отправной точкой для начала другого. 
Ориентируясь на эти связи, каждый отдельный процесс проекта можно описать через «входы» и «выходы».

Входы процесса управления – это ряд задокументированных показателей, согласно которым начинает осуществляться процесс.

Выходы процесса управления – это документы или документированные показатели, являющиеся результатом осуществления процесса.

Методы процесса управления – это те механизмы, при помощи которых вход процесса управления преобразуется в выход.

Средства процесса управления – это обеспечение, с использованием которого вход процесса управления преобразуется в выход.

Группы процессов также взаимосвязаны и взаимообусловлены между собой.

Например, 
завершение группы процессов проектирования требует принятия заказчиком проектной документации, необходимой для начала его осуществления.

Группы процессов могут не только следовать друг за другом, но и накладываться друг на друга.

Например, 
неоднократное воспроизведение процесса инициации на разных этапах проекта помогает проверять актуальность проекта и в  случае, если необходимость в его реализации отпала, очередная инициация дает возможность вовремя установить это и избежать излишних вложений.

Проектно-ориентированная трансформация системы организационной деятельности компании порождает осуществление особого проекта с условным наименованием «Переход к управлению проектами».

Воплощение в жизнь этого проекта должно фактически решить проблему перевода существующей системы управления к ее проектно-ориентированной форме.

Конечно, 
Для успешной реализации проектов, - все сотрудники должны говорить друг с другом на одном языке.

Поэтому,на этапе внедрения проектного управления, необходимо:

во-первых, разработать общий глоссарий терминов и понятий по управлению проектами;

во-вторых, принять единые правила для всех процессов проектного управления (начиная с определения процессов, порядка, состава и ролей участников и заканчивая системой документации);

в-третьих, выстроить общую для всех проектов методологию (в которой едины не только процессы, но и программные продукты).

Хотите выстроить эффективное управление проектами в Вашей компании?
Если, - ДА, то, приглашаю на специализированные тренинги или коучинг консалтингового центра ШАУЗ.

Желаю Вам Удачи и успешных проектов!
И, конечно же, всегда рада помочь Вам быть еще успешнее.

Ирина Стецурина,
Системный консультант-тренер, Коуч 
консалтингового центра ШАУЗ



Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Project management, управління проектами Менеджмент, керування, KPI Фінанси, кредит, банківська справа