Система вознаграждений: как избежать дорогостоящих ошибок

Система вознаграждений: как избежать дорогостоящих ошибок

Большинство компаний проходит свой тернистый путь создания и совершенствования принципов оплаты тура и мотивации персонала. И часто недоработки и ошибки в системе вознаграждений дорого обходятся бизнесу.

В одной успешной компании топ-менеджерам ввели КПЭ* за управление затратами по всем направлениям - с формулировкой "Соблюдение бюджета затрат по направлению". За IT-директором закрепили ответственность за затраты на приобретение компьютеров и принтеров, картриджей и "мышек". Главный инженер получил КПЭ за непревышение затрат на ремонты - запчасти к оборудованию, услуги подрядных организаций и т.п. За HR-директором закрепили ответственность за затраты на рекрутинг, обучение, корпоративные мероприятия. Причем методика расчета бонуса за КПЭ предусматривала лишение премии по данному показателю в случае превышения бюджета затрат на 20%, и двойную премию - в случае экономии затрат на 20%. Далее ответственность за "затратные" КПЭ была каскадирована от топ-менеджеров к их подчиненным сотрудникам - чтобы весь персонал подразделения был вовлечён в управление затратами, каждый на своей должности.

Казалось бы - всё сделано правильно. Системно и последовательно. Цели компании связаны с целями сотрудников, которые должны эффективно управлять затратами, чтобы получить свой бонус. Однако эффект от введения такой системы мотивации оказался совершенно неожиданным...

В стремлении получить удвоенную премию руководители и их подчиненные начали активно экономить затраты компании - каждый по своему направлению. Сотрудники стали получать отказы от IT-департамента в приобретении новой компьютерной техники и комплектующих, HR-директор стал чаще отклонять заявки на обучение персонала. В общем, в компании началась всеобщая "борьба за экономию". И довольно скоро такая "мотивация" привела к негативным результатам.

Из-за сокращения профилактических ремонтов производственное оборудование стало чаще выходить из строя. Это повлияло на падение объемов производства и рост затрат на аварийные ремонты. Компьютерная и офисная техника стала чаще ломаться, из-за чего упала производительность труда офисного персонала и повысился уровень их раздражения в адрес IT-департамента. Из-за отказов в необходимых курсах повышения квалификации сотрудники стали допускать больше брака, что привело к росту производственных затрат и к недовольству со стороны клиентов. Стоит ли говорить, что в результате такой псевдо-экономии компания понесла гораздо большие затраты на исправление возникших проблем?

Все эти негативные явления возникли из-за некорректной постановки целей и задач при помощи системы КПЭ, что спровоцировало стремление сотрудников к достижению сиюминутного результата без оценки последствий от их действий. С целью исправления ошибки система мотивации была немедленно скорректирована. Причем КПЭ по оптимизации затрат в ней остались, разве что в формулировку показателя было внесено небольшое дополнение (уточнение): "Соблюдение бюджета затрат по направлению (при условии выполнения плана мероприятий)". После этого всё встало на свои места, и пагубные перекосы в сокращении затрат прекратились. Если определенный вид обучения сотрудников был утвержден в планах по развитию - HR-ы не имели права отказать в его проведении. Но они искали наиболее привлекательное ценовое предложение на рынке образовательных услуг. Если обновление компьютерной техники было заложено в план, - уже никто не мог отменить закупку, но задача IT-департамента - найти необходимое оборудование по наилучшей цене. Таким образом, мотивация сотрудников на оптимизацию затрат (а не тотальное их сокращение) начала работать, как было задумано изначально. 

Таких примеров, когда недоработки и ошибки в системе вознаграждений дорого обходились бизнесу, - великое множество. Большинство компаний проходит свой тернистый путь создания и совершенствования принципов оплаты тура и мотивации персонала. Узнать об основных правилах построения эффективной системы вознаграждений и научиться не допускать распространенных ошибок можно на тренингах-практикумах образовательного проекта "HR2B - HR to Business":

  • "Мотивация персонала и система вознаграждений"
  • "Управление эффективностью персонала"
  • "Построение системы оплаты по результатам с использованием КПЭ"
  • "Планирование и бюджетирование затрат на оплату труда"
  • "Связь системы вознаграждений с целями и задачами бизнеса"

Образовательные мероприятия проекта HR2B проводятся как в открытом, так и в корпоративном форматах. Основная цель наших тренингов - повышение ценности HR-процессов и систем для бизнеса.

По вопросам участия в учебных мероприятиях HR2B обращайтесь к организаторам:

Тел.: [відкрити контакти]+38 (067) 135-09-22[відкрити контакти]+38 (050) 961-02-36
E-mail: [відкрити контакти][email protected] 

Наш сайт: http://hr2b.pro

_________________________________________________________________

* КПЭ - ключевой показатель эффективности


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії HR, менеджер з персоналу, рекрутинг Бізнес освіта, MBA Менеджмент, керування, KPI