Музыкальный психолог и музыкальный терапевт - профессии будущего в Украине

Музыкальный психолог и музыкальный терапевт - профессии будущего в Украине

Для Украины же музыкальный психолог и музыкальный терапевт – профессии будущего.

В условиях обновления социально-экономической структуры государства, в нашей стране появилось множество новых профессий и специальностей. Вместе с тем, есть профессии, которые до настоящего времени в Украине встречаются редко, в то время как в Европе и США они существуют с прошлого века. Определённое место здесь занимают профессии «музыкальный психолог» и «музыкальный терапевт (музыкотерапевт)».

Музыкальная психология — отрасль психологии искусства, изучающая воздействие музыки на человека и его активную музыкальную деятельность. Музыкальная психология исследует проблемы процессов формирования, развития и определения музыкальных способностей; психологических механизмов сочинения, исполнения, восприятия и обучения музыке; применения музыки как массового средства коммуникации (в концертах, спектаклях, кино, на телевидении, радиовещании); влияние функциональной музыки на производительность труда; лечебного воздействия музыки на человека; профессиональной деятельности музыканта: его обучение, воспитание профессиональных и артистических качеств (умение общаться с публикой и воздействовать на нее); эстетической, нравственной и воспитательной роли музыки в формировании подрастающих поколений; влияния музыки на повышение творческого потенциала личности. Одним из направлений музыкальной психологии является психология музыкальной деятельности, которая изучает основные ее виды: слушание (восприятие), исполнение, сочинение и преподавание музыки [1, 2].

Возникновение музыкальной психологии как отрасли знаний относится к середине XIX в. и связано с выделением дифференциальной психологии в самостоятельную область науки.
Первоначально деятельность учёных была направлена на изучение отдельных свойств звука (высоты, тембра, громкости) и работы слухового органа, которые считались основой для понимания более сложных психических явлений. Положительным результатом этих исследований было установление объективных данных о работе органов чувств при восприятии различных физических объектов. Это дало возможность Г. Гельмгольцу обосновать резонансную теорию слуха и обертоновую теорию тембра; Э. Веберу и Г. Фехнеру - сформулировать основной психофизический закон.
В дальнейшем внимание музыкальных психологов было обращено на изучение музыкального слуха (О. Абрахам, К. Штумпф, Ф. Брентано), а затем на исследование музыкальных способностей (К. Штумпф, К. Сишор, В.Н. Мясищев) и музыкального восприятия.

В музыкальной психологии выделяют следующие основные направления:
- психологию музыкальной деятельности
- психологию музыкального образования
- социальную психологию музыки
- музыкотерапию.

Актуальными в этих направлениях на сегодняшний день остаются:
- индивидуально-личностный аспект развития (интеграция музыкального развития в личностном) и учет его при составлении и внедрении новых методик музыкального образования;
- практическая деятельность музыкальных психологов во вспомогательных школах, психологическая помощь в терапии профессиональных неврозов;
- работа по профилактике профессиональных заболеваний рук исполнителей;
- активное обучение и внедрение музыки в терапевтическую практику.

Музыкальная психология является той наукой, которая возникла на перекрестке психологии и музыкознания. Интеграция наук – требование сегодняшнего времени. И можно надеяться, что дальнейшее развитие комплексного изучения процессов творческой, музыкально-исполнительской и образовательной деятельностей будет стимулировать укрепление содружества ученых различного профиля (психологов, психофизиологов, медиков) с деятелями художественной культуры (композиторами, исполнителями, музыковедами), педагогами; появление не единиц, а довольно большого количества высоко квалифицированных специалистов в области музыкальной психологии. Этому может способствовать открытие соответствующих факультетов – музыкальной психологии, психологии художественного творчества в высших музыкальных учебных заведениях.

Тому есть большое количество примеров в Университетах, Академиях Музыки и Музыкальных Колледжах России, Великобритании, Соединенных Штатов Америки, Германии, Польши и во многих других странах Европы.
Специальные курсы в данных учебных заведениях знакомят с основными областями современного исследования в психологии музыки; дают возможность отразить дискуссионные проблемы различных областей профессиональной практики – исполнения музыки, обучения музыке, радиовещания и звукозаписи, музыкотерапии – в свете психологического знания; дают умения, необходимые для разработки и выполнения эмпирических психологических исследований в области психологии музыки.
Так, например, основу академического курса «Музыкальная психология» Университета города Keele (Великобритания) составляют следующие обучающие программы по следующим проблемам: музыкальные способности, эмоции в исполнении и восприятии музыки, познание музыкальной структуры, музыкальное развитие в детстве и юности, возрастные музыкальные предпочтения. Названный выше факультет открыт как для профессиональных психологов, музыкантов-исполнителей и преподавателей музыки, так и для студентов, имеющих начальные знания и навыки по данным специальностям. Студенты изучают социологию, электронику, акустику, нейропсихологию, музыкальные технологии и другие дисциплины, которые могут быть полезны для изучения музыкальной деятельности.

В марте 1995 года в Швеции, совместно с Институтом Biomusicology, Институтом Будущих Изучений, Pharmacia AB, Организацией Шведских Художников и Музыкантов (SAMI), Научным Советом и Stikkan Andersson Firm Inc., были организованы исследования в области Биомузыкознания и Акустической Этологии. Разрабатываются 5 основных направлений:

1. История музыки: эволюционный, культурный и онтологический аспекты. Эволюционная хронология музыки, ее филогенез, вопросы биологического происхождения и корней музыки, например связь звуковых жестов высокоразвитых животных и человеческого языка.

2. Культурная хронология музыки исследует, как в ходе человеческой истории музыка была интегрирована с основными видами человеческими деятельностями, например, охотой, ритуалами и другими церемониями; как проходил процесс её постоянного, постепенного преобразования ее во всех культурах благодаря развитию интеллекта, технологических усовершенствований, продвижения в области математики и геометрии, физики, философии и т.п. Онтология музыкального развития имеет дело с развитием общих музыкальных способностей и музыкальной одаренности (от пренатального до юношеского к взрослого развития). Онтогенез музыки также включает сравнительные изучения механизмов, представленных в пении человека, птиц и др. Другими словами, в данной области исследований представлены механизмы межкультурного, сравнительно-психологического изучения музыки, её широчайшего влияния на стыке природы и культуры.

3. Нейробиология музыки. Музыка проявляет мощные психологические эффекты через широкий диапазон сенсорных, эмоциональных, когнитивных и моторных каналов, и может в свою очередь отражать динамику развития этих каналов в собственных динамических формах. Изучение и отображение таких связей принадлежит нейробиологии музыки. То есть эта вторая область исследований пытается связывать структуры глобальной музыкальной традиции, систематизируемые, например, в музыкознании, этномузыкознании и когнитивной психологии музыки, с результатами исследований в нейропсихологии, биологии и др.

4. Общественная функция музыки. Музыка и качество жизни: хорошее самочувствие через музыку (музыка и здоровье). Биологические и этологические аспекты музыкальной педагогики. Роль музыки в диагностике и лечении сенсомоторных и когнитивных нарушений, отставании в умственном развитии и психозов.

5. Музыка и среда. Аудиторный шум (звуковое загрязнение) и его влияние на слуховые и вегетативные функции, музыкогенетическое напряжение (стресс), эргономия профессиональной музыкальной среды.

Данные исследования проводятся в рамках прикладных программ в областях педагогики, клинической терапии и психологии.

За последние десять лет создано много исследовательских центров, научных ассоциаций, обществ, которые изучают названные выше изложенные проблемы.
Международный Центр Музыкальной Психологии (Дания) обеспечивает учёных последними новостями и достижениями в данной области. Практические разработки касались музыкально-исполнительских проблем: исполнить музыку на самом высоком уровне возможности, как исполнять на таком же уровне в концертной ситуации, как эффективно заниматься. Дж Флемминг разрабатывает концепцию музыкального сознания. Автор пишет, что умственные представления, которые все люди имеют, осознанно или бессознательно управляют нашим восприятием мира. Те музыканты-исполнители, которые не развивают аналитических умений, представлений, не способны активно управлять собственным поведением: не умеют справляться с возбужденным эмоциональным состоянием в течение концерта, не овладевают оптимальной эффективной исполнительской деятельностью, все это не позволяет полностью развиться их творческому потенциалу. Практические методы, предлагаемые Дж. Флеммингом, развивают традиции когнитивной психотерапии.

С июня 1998 года Центр выпускает «Психологию для музыкантов» – новый популярный музыкальный психологический журнал, который издается 4 раза в год. Этот новый журнал написан популярным языком ведущими экспертами в различных отраслях музыкальной психологии. Акцент делается на статьи об исполнении и обучении музыкантов, которые они немедленно могут использовать в своей каждодневной практике.
Краткий обзор всех новых зарубежных исследований в музыкальной психологии печатается также в журналах «Музыкальное Восприятие» («Music perception») и «Психология Музыки» («Psychology of music»).

При музыкальном отделении факультета искусств Sheffield University (Великобритания), создан Центр Исследований музыкального исполнительства и восприятия музыки. Он нацелен на координацию, консолидацию исследований в этих областях, разработку исследовательских программы, применяемых на факультете. Музыкальное отделение имеет широкие связи с Отделениями психологии и английской литературы, с Центром психотерапевтического обучения. Недавние и текущие научно-исследовательские работы включают следующие темы:
- выразительность в музыкальном творчестве;
- роль телесно-двигательного начала в музыкальном исполнительстве (с использованием видео и аудио анализа);
- пальцевая техника в фортепианном исполнительстве (врождённое и приобретённое);
- развитие инструментальных навыков детей;
- творческий потенциал и его динамика в свободной импровизации.

Отделение музыкальной психологии успешно функционирует и в Университете Лондона Royal Holloway. Основная цель этого исследовательского центра – в координации исследований музыковедов и психологов. Большинство проектов фокусируется на различных аспектах практики исполненительства – это центральный интерес центра, хотя предпринимаются также исследования в области музыкотерапии. Научно-исследовательские работы касаются ряда интересных и малоразработанных тем:
- музыка как психологическое средство при автобиографических воспоминаниях пациентов с болезнью Альцгеймера;
- искусство хорошего исполнения: анализ эффективной репетиции;
- эффективность различных методов музыкальной практики;
- теория музыкального исполнения, анализ исполнительского процесса.

Целями Общества Музыкального Восприятия и Познания (США) является развитие комплексного подхода к пониманию музыки, который обеспечивается широким диапазоном дисциплин, включая музыкальную теорию, психологию, психофизиологию, лингвистику, неврологию, нейрофизиологию, этологию, этномузыкознание, вычислительную технику, физику. Общество также, занимается налаживанием сотрудничества ученых, которые занимаются исследованиями в этих межотраслевых областях; пропагандирует музыкально-психологические знания и понимание общественной значимости данной области.

В плане выявления актуальных областей исследования в музыкальной психологии, интересен также Институт Музыкального Исследования при Университете Техаса (США). В настоящее время в этом институте ведётся подготовка специалистов высшей квалификации – докторов психологии со специализацией «музыкальная психология». Область исследований будет включать в себя такие направления, как: музыкальное восприятие и познание, нейрофизиологические механизмы восприятия музыки, музыкотерапия, дидактические технологии в музыкальном обучении.
Приоритетная область музыкальной психологии связана с музыкотерапией.

Музыкотерапия – разновидность занимательной терапии, при которой музыка используется с лечебной целью. Выделяют 4 основных направления лечебного действия музыкотерапии:
1) эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии;
2) развитие навыков межличностного общения (коммуникативных функций и способностей);
3) регулирующее влияние на психовегетативные процессы;
4) повышение эстетических потребностей.

В качестве механизмов лечебного воздействия музыкотерапия определяет:
1) катарсис;
2) эмоциональную разрядку;
3) регулирование эмоционального состояния;
4) облегчение осознания собственных переживаний;
5) конфронтацию с жизненными проблемами;
6) повышение социальной активности;
7) приобретение новых средств эмоциональной экспрессии;
8) облегчение формирования новых отношений и установок.

Музыкотерапия существует в двух основных формах:

1) активной – терапевтически направленной активной музыкальной деятельности (воспроизведение, фантазирование, импровизация с помощью голоса и музыкальных инструментов);

2) рецептивной – процесс восприятия музыки с терапевтической целью.
В древности и в средние века вера в целебное воздействие музыки была исключительно велика. Об этом говорят литературные и медицинские свидетельства. С середины ХХ в. возрождается интерес к музыкотерапии – в ряде стран Западной Европы возникают лаборатории и институты, где изучается влияние музыки на больных с нервно-психическими заболеваниями [1, 2].

Анализируя современное состояние музыкотерапии в мире, важно отметить, что в отличие от нашей страны, где подобный вид деятельности не требует лицензирования, на Западе уже не первый десяток лет существует развитая система подготовки соответствующих кадров.

В наши дни во многих университетах Америки, Канады и во многих странах Европы созданы факультеты, обучающие музыкальной терапии. Образовательные учреждения, готовящие специалистов с научной степенью в области музыкотерапии, теперь подчеркивают равную важность исследовательской и клинической деятельности.

Музыкотерапия используется ими при работе с широким спектром людей, независимо от возраста, музыкальных способностей или музыкального образования. Это и дети с умственными или физическими недостатками, включая сенсорные нарушения, поведенческие проблемы, эмоциональные расстройства, и взрослые с умственными заболеваниями, проблемами злоупотребления алкоголем, с острыми или хроническими физическими болезнями, заключенные в тюрьмы или другие исправительные учреждения. Музыкальный терапевт может работать и с пожилыми людьми (в больницах для ветеранов, домах престарелых), и с грудными детьми. Музыкотерапия имеет положительные результаты и при использовании в процессе родов (уменьшение, облегчение боли, снятие напряжения). Была выявлена эффективность и в работе с детьми и взрослыми – жертвами физического, сексуального или эмоционального насилия. Музыкальный терапевт проводит как индивидуальные сессии, так и групповые занятия, в государственных учреждениях, а также может заниматься частной практикой.

Музыкальный терапевт также, осуществляет довольно активную деятельность по поддержке и охране психического и физического здоровья общества в целом. С этой целью он разрабатывает профилактические программы и методики, тесно взаимодействует с администрацией, снабжая ее информационным материалом, многие занимаются определенными клиническими исследованиями, чтобы изучить эффективность определенных методов музыкотерапии.

Кроме университетских факультетов, дающих высшее образование и докторскую степень в данной области, существует еще и профессиональные организации, музыкально-психотерапевтические ассоциации и общества: Американская Ассоциация Музыкальной Терапии; Канадская Ассоциация Музыкальных Терапевтов, Британская Ассоциация профессиональных музыкальных терапевтов, Немецкое, Аргентинское, Австралийское, Бельгийское, Бразильское, Французское, Греческое, Итальянское общества.
Британское Общество Музыкальной Терапии (BSMT) было основано в 1958 с целью продвижения использования и развития музыкальной терапии. Первоначально оно называлось «Общество Музыкальной Терапии и Лечения Музыкой» и сыграло важную роль в становлении дисциплины, ее профессионального статуса в Великобритании. Сегодня именно через это общество распространяется вся новая научная информация данной области, оно организует конференции, мастерские и встречи. Членство открыто для всех, кто имеет интерес к музыкальной терапии в Великобритании и во всем мире.

Ассоциация Профессиональных Музыкальных Терапевтов (APMT) – дочерняя организация BSMT. Сформированная в 1976, APMT представляет собой профессиональную организацию квалифицированных музыкальных терапевтов в Великобритании. Ассоциация помогает в создании новых рабочих мест музыкальных терапевтов в различных организациях и обеспечивает обмен профессиональной информацией между музыкальными терапевтами и в Англии и за границей.
По зарубежным стандартам, музыкальный терапевт – это профессиональный музыкант, способный играть на нескольких инструментах (обычно фортепьяно и гитаре), петь и импровизировать в ряде стилей, имеющий знания в области теории музыки, гармонии, истории музыки, играющий соло и в ансамбле. Приобретая профессию музыкального терапевта, он получает теоретические и практические знания относительно нормы и различных отклонений человеческого развития и методик их диагностики и лечения. Студенты также занимаются исследовательской деятельностью и практикуют как психологи в области музыкотерапии. Предлагается три основных пути развития карьеры: клинический (консультант), административный (работа с персоналом), педагогический (преподаватель университета, колледжа).

Клиницист может работать в частных или государственных учреждениях, включая больницы, школы, клиники, социальные центры, родильные дома, приюты и пр. Многие из них организуют свои частные агентства. Музыкальный терапевт, работающий как консультант, обеспечивает диагностику и лечение своей клиентуры и разрабатывает программы и методики для других учреждений здравоохранения.
Администратор или супервизор наблюдает за другими и работает с персоналом в различных агентствах. Он имеет ряд обязанностей, которые включают разработку и воплощение методов по поддержанию психологического здоровья штата.
Преподаватель музыкотерапии обучает в стенах учебного заведения, контролирует студентов в клиниках, ведет свою научную деятельность и является руководителем студенческих исследований, т.е. выполняет обычную академическую и административную работу. Именно университетские преподаватели проводят исследования, которые содействуют созданию базы знаний в области музыкальной терапии.

Второй областью практического применения музыкальной психологии является музыкальная педагогика. Функция педагога – дать музыкальные знания, обучить определенным навыкам, разработать методы их эффективного приобретения, оценить музыкальные знания ученика. Поэтому на музыкальном занятии преподаватель выступает в разных ролях:
1. Преподаватель как слушатель. То, как преподаватель слушает своего ученика, с какой степенью внимания и эмпатии, часто определяет успех или неудачу музыкального урока.
2. Преподаватель как гид, посредник между музыкой и учеником, объясняющий музыкально-выразительный язык музыки.
3. Преподаватель как инструктор (непосредственно обучающая функция).
4. Преподаватель как целитель, имеющий дело не просто с учеником, но прежде всего с личностью, с ее проблемами, достоинствами и недостатками, и помогающий справляться с ними.

Педагог-музыкант, имеющий багаж психологических знаний в названных выше контекстах просто необходим в наше время в школах (как специальных, так и общеобразовательных). Именно он может психологически грамотно выстроить программу и методику своего преподавания, соотнося их с тем уровнем развития и характером проблем детей, которых он обучает, со специфическими их потребностями.

Положительные результаты также дает комбинирование психотерапевтических техник с хорошо известными педагогическими методами музыкального образования К. Орфа, З. Кодаи.

Музыкальная психология разрабатывает также вопросы:
а) профилактики профессиональных заболеваний;
б) обучения эффективным методам саморегуляции музыкантов в процессе творчества;
в) обучения навыкам саморегуляции в условиях сценического стресса.

Данную область можно определить как психологическую коррекцию музыкально-исполнительских проблем. Конечно, в любой педагогической, исполнительской музыкальной традиции существует своя классификация профессиональных проблем музыканта-исполнителя. Чаще всего они связаны с разделением на: техническое и художественное, общепсихологическое и узкопрофессиональное. Многие музыканты и исследователи обнаруживали системные взаимосвязи между художественным и техническим в музыке, между личным и профессиональным в структуре личности музыканта. Проблемы, как правило, представляют собой отсутствие или нарушение этих связей. Для их эффективного решения необходимо ознакомить исполнителей с основными методами психотехнического воздействия, научиться управлять психическими и физиологическими процессами в музыкально-исполнительской практике.

Актуальной сферой работы психолога с музыкантом-исполнителем является профилактика и лечение профессиональных заболеваний рук.
Отдельно можно выделить еще одну область применения музыкотерапии – влияние музыки на пренатальное развитие. Не менее важна проблема сценического стресса. Методы психорегуляции успешно применяются в практике музыкального образования многих стран мира.

В целом, музыкальная психология как наука развивается прежде всего, как практически ориентированная. Именно в настоящее время преодолевается разрыв между багажом теоретических данных и накопленным опытом работы в разных областях применения этих знаний. В этом мы видим фокус современного развития музыкальной психологии.
Подобная тенденция прежде всего, связана с тем, что в психологии в целом, частью которой является музыкальная психология, усиливается роль ее прикладных направлений, осознается эффективность и начинает активно применяться интеграционный подход к изучению явлений. Все это приводит исследователей различных областей знания (психологов, физиологов, музыковедов, педагогов и музыкантов – практиков) к пониманию необходимости их взаимодействия и сотрудничества для более четкого очерчивания предметного поля междисциплинарной научной области, расширения (углубления) познания изучаемых явлений, выработки соответствующих методов исследования и практического применения полученных знаний.

В последние два десятилетия в мире наблюдается явная профессионализация музыкальной психологии и придание ей официального статуса. Откликаясь на существующий социальный запрос, востребованность данной области проявляется в потребности в специалистах, а для этого необходимо создание специализированных факультетов, профессиональных организаций и ассоциаций. Подобные исследовательские группы, организации и разрабатывают научные комплексные программы, нормы, принципы, направления и перспективы их развития. Примером может служить система подготовки соответствующих кадров и координации их дальнейшей деятельности, которая создана за рубежом. Для Украины же музыкальный психолог и музыкальный терапевт – профессии будущего.


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити
Зоя,09.06.2023, 12:50
Как можно получить дистанционно эту профессию в Украине

Залишити коментар

Інші статті в категорії HR, менеджер з персоналу, рекрутинг Культура, творчість Психологія, емоційний інтелект