Построение бизнес-процессов компании

Что такое построение бизнес процессов? Зачем заниматься построением бизнес процессов? Как построить бизнес процесс? Отличается ли алгоритм построения процессов в разных отраслях бизнеса?

Построение бизнес процессов - это деятельность по организации работы сотрудников компании,  в соответствии с установленным правилам, для достижения запланированного результата, который передается в другие подразделения или клиентам компании.

С примерами бизнес процессов предприятий различных сфер бизнеса вы можете познакомиться в статье Примеры бизнес-процессов предприятия

Алгоритм построения бизнес процессов.

Алгоритм построения бизнес процессов содержит в себе следующие шаги:

Шаг 1. Проведение анализа стратегии компании.

Стратегия компании - это набор действий, которые должны выполняться сотрудниками компании  на ежедневной/ежемесячной/ежеквартальной основе, в течение 1-3 лет, для достижения поставленных целей бизнеса.

Бизнес процесс - это набор действий, которые выполняются сотрудниками компании для получения запланированного результата.

Как видно из приведенных выше определений стратегии и бизнес процесса, между этими двумя понятиями есть прямая связь.

Стратегия компании определяет перечень работ, которые выполняются ее персоналом в бизнес процессах.

Шаг 2. Составление планов по реализации стратегии компании в определенном направлении

Реализация стратегии компании обычно осуществляется с помощью следующих подходов:

  1. Выполнение проектов;
  2. Внесение изменений в порядок выполнения работ в бизнес процессах;
  3. Внедрение новых бизнес процессов;

Реализация того или иного проекта обязательно, при его завершении, приведет к изменениям в бизнес процессах или к необходимости построения нового бизнес процесса.

Поэтому, план по реализации стратегии компании в определенном направлении должен содержать перечень проектов и мероприятий по построению новых бизнес процессов или внесению изменений в существующие бизнес процессы.

Рассмотрим на примере, как составить план по реализации стратегии, который будет содержать перечень проектов и мероприятий по изменению существующих или разработке новых бизнес процессов.

Представим себе, что на рынке существует компания, которая занимается производством куриного мяса и поставляет его сторонним перерабатывающим предприятиям - производителям колбасных изделий.

В определенный момент времени собственники компании принимают решение о трансформации своего бизнеса, для того, чтобы из производственной превратиться в кулинарную компанию, которая будет реализовывать мясную продукцию через собственную сеть кулинарных центров или магазинов у дома.

Сам по себе перезапуск бизнеса в новом формате является проектом.

В результате реализации этого проекта компания разработает новые виды продуктов и предложит покупателям уникальные стандарты обслуживания.

Обеспечение клиентов новыми продуктами и услугами на постоянной основе потребует от компании внедрения новых бизнес процессов или внесения изменений в существующую деятельность.

Таким образом, изменение стратегии компании приведет к необходимости реализации новых проектов или построения новых бизнес процессов.

План по реализации стратегии компании по переходу от сырьевой компании к кулинарной может содержать следующие проекты и мероприятия:

  1. Проект по разработке кулинарных продуктов;
  2. Проект по организации сети кулинарных центров или кулинарных  магазинов у дома;
  3. Внедрение группы процессов управления и контроля сетью кулинарных центров и магазинов у дома;
  4. Внедрение группы процессов производства кулинарных продуктов.

Шаг 3. Проведение анализа того, как работы выполняются на текущий момент времени.

После определения групп процессов, которые понадобятся компании для реализации ее стратегии, необходимо провести аудит и анализ текущих бизнес процессов.

По результатам анализа текущего состояния бизнес процессов можно сделать следующие выводы:

  • бизнес процесс, который необходим для реализации стратегии компании, в компании отсутствует;
  • работы, которые должны выполняться в компании в рамках бизнес процесса выполняются частично, время от времени и не формализованы в виде бизнес процесса. Показатели эффективности выполнения работ не установлены.

Шаг 4. Определение перечня бизнес процессов, которые должны быть внедрены в компании для реализации ее стратегии

По результатам аудита составляется перечень бизнес процессов, которые входят в состав групп бизнес процессов, которые были определены при выполнении Шага №3.

Т.е., для  рассматриваемого нами выше примера трансформации сырьевой компании в кулинарную, необходимо определить процессы, которые входят в процессы управления и контроля сетью кулинарных центров и магазинов у дома, а также в процессы производства кулинарной продукции

Если в компании отсутствуют бизнес процессы, которые необходимы для реализации ее стратегии, то необходимо эти бизнес процессы разработать и внедрить.

Разработка и внедрение необходимых компании  бизнес процессов и является построением бизнес процессов

Шаг 5. Разработка графической модели  бизнес процесса "Как будет"

После того как будут определены бизнес процессы, которые необходимо разработать и внедрить необходимо начать работу над построением каждого из этих бизнес процессов.

Построение бизнес процесса начинается с того, что рабочая группа, в состав которой могут входить собственники и руководители бизнеса, а также ключевые сотрудники должны провести встречу в формате мозгового штурма и разработать графическую модель бизнес процесса, как будет.

Графическая модель бизнес процесса «как будет», равно как и модель бизнес процесса «как есть» разрабатывается с применением нотации BPMN 2.0.

О том, как выполнить описание бизнес процессов компании читайте в статье Описание бизнес-процессов. Алгоритм

Шаг 6. Согласование будущей модели бизнес процесса

После разработки графическую модель бизнес процесса необходимо  согласовать со всеми заинтересованными сторонами.

Шаг 7. Разработать инструкции для сотрудников, которые будут организовывать, выполнять, контролировать работы в бизнес процессе.
Разработки графической модели бизнес процесса недостаточно для построения бизнес процесса.

Конечно, в узком смысле этого слова, построение бизнес процесса обозначает разработку его графической модели.

Однако любому бизнесу необходимо, чтобы бизнес процесс не только был описан, но  функционировал и обеспечивал выполнение стратегических и финансовых целей компании.

Для этого, после разработки графической модели, необходимо обеспечить сотрудников компании, которые выполняют или будут выполнять работы в бизнес процессе письменными инструкциями, определяющими порядок выполнения работ.

Шаг 8. Определить показатели эффективности нового бизнес процесса

Также, для нового бизнес процесса необходимо определить метрики, опираясь на которые можно будет сделать вывод об эффективности и результативности выполняемых в процессе работ.

Шаг 9. Разработать или внести изменения в существующую организационную структуру необходимую для функционирования бизнес процесса

Разработать организационную структуру для того чтобы обеспечить выполнение работ в бизнес процессе.

Шаг 10. Осуществить поиск и прием на работу и обучение персонала, который будет выполнять работы в бизнес процессе.

После разработки организационной структуры необходимо выполнить поиск и подбор персонала.

После подбора сотрудников необходимо обучить их правилам работы в бизнес процессе.

Шаг 10. Зачем заниматься построением бизнес процессов, если в компании и так все работает?

Указанный вопрос задают руководители и собственники компаний, которые принимают участие в  нашем Тренинге. Бизнес-процессы: эффективное управление

Предлагаем Вашему вниманию ответ на этот вопрос:

"Заниматься построением бизнес процессов необходимо для того, чтобы перейти от ситуативного выполнения работ сотрудниками, к системному планируемому, контролируемому выполнению задач структурными подразделениями для достижения целей компании".

Что необходимо знать для построения бизнес процесса?

Для того, чтобы построить бизнес процесс, необходимо:

  • знать миссию, виденье, цели и стратегию компании, а также понимать, как организована работа подразделений компании на текущий момент;

О том, что такое миссия компании и зачем она нужна, читайте в статье:

Что такое миссия компании и зачем она нужна?

  • обладать опытом работы в определенном функциональном направлении, например в закупках или в продажах или логистике, для того, чтобы заниматься построением бизнес процессов по этим направлениям;
  • обладать знаниями в области процессного менеджмента;

Для того, чтобы построить бизнес процессы компании, целесообразно привлечь такого специалиста, как аналитик бизнес процессов.

О том, кто такой аналитик бизнес процессов и зачем он нужен бизнесу, читайте в статье

Аналитик бизнес процессов. Зачем он нужен бизнесу?

Отличается ли алгоритм построения бизнес процессов в разных отраслях бизнеса?

Отличий в алгоритмах разработки и внедрения бизнес процессов в различных компаниях и в различных сферах бизнеса нет.

Надеемся, что приведенная в статье информация поможет построить бизнес процессы Вашей компании.

Если Вы хотите узнать больше о бизнес процессах приглашаем Вас на тренинг «Бизнес процессы. Эффективное управление» на котором можно узнать о том, как эффективно управлять бизнес-процесами компании и выработать навыки:

  • Постановки целей компании.
  • Определения и построения бизнес-процессов для достижения целей компании.
  • Анализа бизнес-процессов компании.
  • Оптимизации бизнес-процессов компании.
  • Описания бизнес-процессов компании.

Консалтинговая компания «Business Adviser» оказывает Услугу «Повышение операционной эффективности компании».

В рамках оказания услуги специалисты консалтинговой компании выполняют следующие виды работ:

  • Трансформация операционной модели.
  • Оптимизация затрат.
  • Оптимизация бизнес-процессов.
  • Реинжиниринг бизнес-процессов.
  • Определение процессов для автоматизации.
  • Разработка ключевых показателей эффективности бизнес-процессов.
  • Оптимизация организационной структуры и численности персонала.
  • Внедрение инструментов бережливого производства (Lean Six Sigma).
  • Совершенствование процесса управления инвестициями.

Для заказа услуги, звоните по телефону: [відкрити контакти](050) 355-53-14.


Залишити коментар

Будь ласка, введіть Ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Бізнес освіта, MBA Менеджмент, керування, KPI