Карта бизнес-процессов

Что такое карта бизнес процессов? Как составить карту бизнес процессов компании?

Одним из первых шагов, которые должны выполнить руководители или собственники бизнеса, когда они хотят внедрить процессный подход к управлению компанией, является формирование карты бизнес процессов.

О том, как внедрить процессный подход к управлению компанией читайте в статье:

Порядок внедрения процессного подхода к управлению компанией

Карта бизнес процессов. Определение.

Карта бизнес процессов - это графическое или табличное представление списка основных, вспомогательных процессов и процессов управления компании.

О том, что такое основные процессы компании читайте в статье:

Основные бизнес процессы

Обычно карта бизнес процессов компании включает в себя бизнес процессы верхнего уровня и бизнес процессы первого уровня.

Примерами бизнес процессов верхнего уровня являются бизнес процессы:

  • «Управление закупками»;
  • «Управление финансами»;
  • «Управление продажами».

Бизнес процессы первого уровня это бизнес процессы, которые входят в состав каждого из бизнес процессов верхнего уровня.

Например, в бизнес процесс "Управление закупками" входят следующие процессы первого уровня:

  • Управление поставщиками;
  • Управление заявками на закупку;
  • Выбор поставщика;
  • Управление договорами с поставщиками;
  • Управление поставками;
  • Управление оплатами поставщикам.

Графическое представление карты бизнес процессов можно создать в MS  Power Point, а табличное в MS Excel.

Пример графического представления карты бизнес процессов предприятия приведен на рисунке:

Карта бизнес процессов. Для чего она нужна?

Карта бизнес процессов необходима для того, чтобы понять то, какие бизнес процессы  функционируют в компании.

  • Также, с помощью карты бизнес процессов собственники и руководители компании смогут определить, то какие дополнительные бизнес процессы должны быть внедрены в компании, для того, чтобы достичь, установленных стратегических и финансовых целей.

Карта бизнес процессов. Как составить?

Для того, чтобы составить карту бизнес процессов, необходимо:

  1. Определить перечень работ, которые выполняются или должны выполняться сотрудниками компании для того, чтобы продукт или услуга были произведены и проданы клиентам;
  2. Объединить работы в бизнес процессы;
  3. Подготовить табличное или графическое представление карты бизнес процессов компании.

Как использовать референтные модели при составлении карты бизнес процессов?

Референтная модель бизнес процессов - это эталонный перечень бизнес процессов, которые в соответствии с лучшими мировыми практиками, могут быть внедрены в конкретной, отдельно взятой компании. Внедрение набора бизнес процессов из референтной модели может привести к повышению эффективности этой компании.

Референтные модели бизнес процессов помогут Вам при составлении карты объединить работы в бизнес процессы, а также определить бизнес процессы, которые должны быть внедрены в компании.

Также, референтные модели бизнес процессов помогут Вам понять то, какие бизнес процессы должны быть внедрены на предприятии для того, чтобы оно функционировало эффективно, достигало своих стратегических и финансовых целей.

От том, что такое эффективность бизнес процессов и как ее повысить, читайте в статье:

Оценка эффективности бизнес процессов

В указанном выше определении используются словосочетания "могут быть внедрены" и "может привести к повышению эффективности".

Использование этих конструкций говорит о том, что внедрять бизнес процессы, которые входят в состав той или иной референтной модели необходимо только после проведения оценки эффективности таких действий.

Референтные модели бизнес процессов формируются специальными организациями, в состав которых, в качестве членов входят представители различных компаний, которые могут принадлежать к одной или нескольким областям бизнеса. Каждый участник такой организации принимает участие в формировании библиотеки лучших практик построения и улучшения бизнес процессов.

Примерами референтных моделей бизнес процессов являются следующие:

  1. Модель процессов Майкла Портера;
  2. Референтная модель процессов APQC (https://www.apqc.org);
  3. Референтная модель бизнес процессов eTOM; https://www.tmforum.org/business-process-framework/

Карта бизнес процессов. Когда ее необходимо обновлять?

Обновлять карту бизнес процессов необходимо в следующих случаях:

  1. Внедрение новых бизнес процессов компании;
  2. Прекращение функционирования существующих бизнес процессов;
  3. При переходе компании от одного этапа жизненного цикла к другому.

Каждая компания проходит следующие этапы своего жизненного цикла:

  • Запуск бизнеса;
  • Развитие бизнеса;
  • Зрелость;
  • Упадок.

На каждом из перечисленных этапов бизнес претерпевает изменения. Меняется и карта бизнес процессов компании.

Например, на этапе запуска в компании закупки всех необходимых для ее деятельности ТМЦ осуществляются собственником или под его прямым контролем.

По мере роста бизнеса, а также, на этапе его зрелости, собственник поручает организацию и контроль выполнения закупок наемному сотруднику - Директору по закупкам.

В процессе закупок компании начинают принимать участие большое количество подразделений, таких например, как финансовый департамент, департамент безопасности и юридический департамент.

Увеличиваются и объемы закупаемых компанией ресурсов.

В связи с этим, в компании появляются процессы поиска и отбора поставщиков, процессы мониторинга закупочных цен на рынке, процессы проверки поставщиков.  Все перечисленные процессы постепенно добавляются в карту бизнес процессов компании.

При изменении стратегии компании.

Во время функционирования бизнеса в карту могут быть добавлены процессы, которые должны быть внедрены в компании в соответствии с изменениями стратегии компании.

Предлагаем Вашему вниманию два примера того, как изменение стратегии компании влияет на изменение структуры ее бизнес процессов

Пример №1

Если компания в ближайшие три года, помимо продажи продукции сторонних производителей планирует организовать собственное производство, то для этого необходимо организовать процесс исследований, проектирования и разработки продукции, а также наладить производственный процесс.

Пример №2

Если компания планирует организовать продажу своей продукции в зарубежных странах, то для этого необходимо внедрить процесс экспортных продаж и процесс таможенного оформления экспортируемых товаров.

Также, в компании должны быть внедрены процессы таможенного оформления возвращаемых заграничными клиентами товаров.

Надеемся, что приведенная в статье информация поможет Вам при составлении и обновлении карты бизнес процессов Вашей компании.

Кроме того, Консалтинговая компания "Business Adviser" проводитТренинг. Бизнес-процессы: эффективное управление,на котором можно узнать о том, как эффективно управлять бизнес-процессами, а также получить навыки:

  • Постановки целей компании;
  • Определения и построения бизнес-процессов для достижения целей компании;
  • Анализа бизнес-процессов компании;
  • Оптимизации бизнес-процессов компании;
  • Описания бизнес-процессов компании.

Для записи на тренинг звоните по телефону: [відкрити контакти](050) 355-53-14.

Консалтинговая компания «Business Adviser» оказывает Услугу «Повышение операционной эффективности компании».

В рамках оказания услуги специалисты консалтинговой компании выполняют следующие виды работ:

  • Трансформация операционной модели.
  • Оптимизация затрат.
  • Оптимизация бизнес-процессов.
  • Реинжиниринг бизнес-процессов.
  • Определение процессов для автоматизации.
  • Разработка ключевых показателей эффективности бизнес-процессов.
  • Оптимизация организационной структуры и численности персонала.
  • Внедрение инструментов бережливого производства (Lean Six Sigma).
  • Совершенствование процесса управления инвестициями.

Для заказа услуги, звоните по телефону: [відкрити контакти](050) 355-53-14.


Залишити коментар

Будь ласка, введіть Ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Бізнес освіта, MBA Менеджмент, керування, KPI