И снова наступаем на те же грабли

И снова  наступаем на те же грабли

Известный парадокс Гегеля: история учит тому, что ничему не учит, на мой взгляд, приобретает новый смысл. Раньше это больше относилось к истории прошлых поколений.Теперь всё веселее – люди массово не хотят учиться на своих собственных ошибках.

Наблюдаемая реальность полна парадоксов. Из своего опыта консультанта по стратегии хотелось бы обратить внимание на то, что в последние месяцы известный парадокс Гегеля: история учит тому, что ничему не учит, на мой взгляд, приобретает новый смысл. Раньше это больше относилось к истории прошлых поколений. Предполагалось, что современные потомки прошлых поколений настолько самоуверенны, что им кажется, будто они не повторят ошибок своих предшественников. Теперь всё гораздо веселее – люди массово не хотят учиться на своих собственных ошибках. Причем не просто люди, а собственники и топ-менеджеры, т.е. те, кто исходя из своей квалификации и выполняемых функций должны учиться на чужих ошибках. Именно они в большинстве своём не хотят учиться на своих собственных ошибках. Вспомните великие стенания и причитания местных акул бизнеса в конце 2008 года. Кризис, оказывается, подкрался незаметно! Он был абсолютно не предсказуем и поэтому все убытки можно смело списывать на форс-мажор. Кризис сравнивали со стихийным бедствием, перед которым бессильны даже выдающиеся менеджеры с самым престижным западным бизнес образованием.
Потом стали смотреть вокруг и вдруг обнаружили, что в разное время мировой кризис прогнозировали по всему свету больше 150 человек! Среди них были философы, социологи, экономисты, финансисты, политики и другие специалисты. Причем со временем обнаружилось, что если финансисты точнее прогнозировали финансовую составляющую кризиса и по времени начала и в деталях, то специалисты более общего плана точнее прогнозировали длительный и комплексный характер кризиса, а не только его финансовую составляющую. Конечно, всех этих специалистов можно упрекать, что они недостаточно продвигали и отстаивали свою позицию в СМИ, недостаточно сильно кричали о предстоящем обвале. Только это же не их функция! Чем ближе конкретный специалист к научной парадигме, чем более независимым он является, тем дальше он от PR. Всё прогнозировавшие кризис, делали это для умных людей, понимающих, что не сходившие тогда с экранов телевизоров эксперты, говорившие о невозможности кризиса, были просто PR манипуляторами, имевшие кучу научных званий и должностей, не имеющие никакого отношения к научной методологии. А научный прогноз так вообще невозможно отстаивать – это же не PR продукт!
В общем, возможность подготовится к кризису заранее, была. И сваливать все убытки на форс-мажор не корректно. Представляется, что это просто попытка спасти репутацию конкретного руководителя прошляпившего начало кризиса. Ах!, какие убедительные причины принципиальной невозможности кризиса называли в 2006 - первой половине 2008 года наши местные боссы мне, как консультанту по стратегии! Допустить кризис в Украине – да проще простого – но кризис «цивилизованного» Запада – никогда. Мои прогнозы о кризисе, которые я делал, начиная с 2005 года и рекомендации, в абсолютном большинстве случаев просто игнорировались. А потом на пике обвала эти горе стратеги с дипломами МБА и степенями по экономике плакались, что у них реализация сократилась в разы, идёт массовое сокращение персонала и им сейчас не до стратегического менеджмента. Всё равно, Украина, по их мнению, шла к дефолту и доллар в ближайший месяц должен превысить сначала уровень в 15, а затем и в 20 гривен.
Пока они дружно кляли злой рок, ождали дефолтов и обвалов, в апреле 2009 года был опубликован мой прогноз о переходе от дефляционной к инфляционной фазе развития финансовой составляющей кризиса и связанной с этим значительным, но временным улучшением ситуации. Те, кто сначала отрицал саму возможность кризиса также уверенно стали отрицать саму возможность улучшения ситуации. Затем у этих супер стратегов с «дипломами международного образца» произошла очередная смена знака, если не сказать очередное короткое замыкание и большинство из них вдруг поверило в то, что дно кризиса уже пройдено. После этого, не мудрствуя лукаво, эти деятели запустили свои «стратегии восстановления», которые являются простым повторением докризисных схем, но в несколько изменившихся, на их взгляд, условиях. И снова пошли среднесрочные прогнозы роста с двухзначными цифрами и умные заявления в СМИ на тему: когда можно будет выйти на докризисный уровень и какой будет пост кризисная экономика.
А сейчас, после экскурса в недавнее историческое прошлое снова вернёмся к парадоксу Гегеля о том, что история учит тому, что ничему не учит. На примере значительной части топов и собственников мы видим как недалёкие, но слишком самоуверенные люди не хотят или не могут учиться не только на ошибках прошлых поколений, но и на своих собственных ошибках двух-трёх летней давности.
Почему?
Потому, что мировой кризис, войдя в инфляционную фазу сейчас снова находится в том же состоянии, какое было в 2007- первой половине 2008 года т.е накануне обвала и лопания пузырей. Причем обвала существенно большего, чем осенью 2008.
Значительная часть топов это понимает и разрабатывают варианты своих действий на случай следующего обвала. Основная же масса топов в стратегическом плане тупо плывёт по течению, готовясь снова наступить на те же грабли, что и в 2008 году.
А с другой стороны происходящие процессы вполне закономерны – идёт медленный и мучительный процесс избавления от не эффективных собственников-прихватизаторов. В большинстве своём эти люди хорошо умели прихватизировать, заниматься рейдерством, использовать административную и политическую ренту. Но большинство нынешних собственников средних и крупных предприятий не способны эффективно ими управлять в рыночных условиях, не говоря уже об инновационной направленности бизнеса. Вот и идёт их эволюционная смена – кто-то распродаёт активы, кто-то выходит из управления, кто-то уезжает из страны. В чем-то похожая ротация кадров наблюдается и среди наёмных топов. Против объективных процессов долгосрочного развития не попрёшь. Сколько раз не наступай на те же грабли.


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Project management, управління проектами Менеджмент, керування, KPI