Персонал «Мясом наружу» или зачем нужна работа в команде

Персонал «Мясом наружу» или зачем нужна работа в команде

Несколько лет назад мы проводили ряд программ для одной региональной рекламной компании. И их руководство придерживалось весьма сдержанных взглядов касательно необходимости команды и командной работы. Важно, чтобы сотрудники «бабло рубили» и ...

Несколько лет назад мы проводили ряд программ для одной региональной рекламной компании. И их руководство придерживалось весьма сдержанных взглядов касательно необходимости команды и командной работы в компании. Важно, чтобы сотрудники «бабло рубили» и соблюдали свои обязанности.

В отделе продаж царила дивная атмосфера. За те 3-4 часа, что мне пришлось провести в отделе, я был свидетелем нескольких выяснений отношений – «кто кому Рабинович, или не смей уводить моих клиентов». Не было видно никакой поддержки и вовлеченности одного сотрудника в проблемы другого.
Формировалось отчетливое ощущение, что где-то здесь пролегла линия фронта. Начальник отдела сталкивался с проблемой мотивации сотрудников. Например, менеджер по продажам мог легко передать заказ клиента другой компании за больший процент. Руководство компании планировало решить проблемы отдела за счет жесткого требования исполнения должностных инструкций и отточки бизнес-процессов.

В силу специфики моей профессиональной деятельности, приходилось слышать утверждения, что современному бизнесу командная работа не нужна, что командные отношения разрушают дисциплину и убивают бизнес. Важно лишь, достигает ли сотрудник результата, исполняет ли он свои непосредственные обязанности… А все эти «сопли», связанные с командными отношениями - лишнее.

На мой взгляд, одной из основных причин такого заблуждения является то, что мы достаточно мало знаем, что такое команда, зачем она нужна, что такое - быть частью команды, как строить и создавать, и конечно, как её использовать.

Так что же такое команда?

Употребляя термин «команда», мы часто имеем в виду очень разные и часто противоречивые вещи. Сложность заключается в отсутствии понимания значения или дефиниции слова «команда».

Возьмём «Большой толковый словарь современного русского языка»
Д.Н. Ушакова, где «команда»: 1) Словесный краткий приказ по установленной форме (воен.) 2) Начальствование над какой-нибудь частью войск. 3) Отряд, воинское подразделение. Небольшая воинская часть, временно выделенная для какой-нибудь особой надобности. 4) Экипаж судна, личный состав судна. 5) Коллектив людей, объединённых какой-нибудь работой, имеющих общие задачи, цели. 6) Всякая группа лиц, ватага, компания.

Проследим этимологию этого слова: от французского commande – “заказ”, от позднелатинское commando — “поручаю, приказываю”, восходит к латинскому commendare – “вверять”. Сгруппировав значения по характерным признакам, можно сделать следующий вывод.

Термин «команда» имеет три основных значения: «команда» (воен.) как приказ или устное распоряжение, подлежащее к исполнению, «команда» как экипаж или личный состав корабля и «команда» как группа людей, объединённых какой-нибудь работой, имеющих общие задачи, цели.

Нас интересует третье значение этого слова. Однако и здесь не всё гладко и однозначно. Некоторые, услышав слово команда в этом значении, подумают о спорте, например о футбольной команде, а кто-то может подумать, что любую рабочую группу можно называть командой…

А ведь действительно, понятие «команда» и «рабочая группа» схожи. На мой взгляд «команда» — это особый вид рабочей группы, в которой участники объединены общей целью, обладают дополняющими навыками и умениями, разделяющие ответственность за достижение результата. Командная работа обусловлена и базируется на трёх “взаимо”: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ, ВЗАИМООТНОШЕНИЕ и ВЗАИМОПОМОЩЬ.

В командах есть то, что делает их гораздо более эффективными, чем любые другие рабочие группы и это ничто иное как СИНЕРГИЯ. В команде 2 + 2 не равно 4, а как минимум, 6. Кроме этого, наличие в коллективе командных связей во много раз сокращает текучесть кадров.
Взаимная зависимость членов команды, объединенных стремлением к общей цели, обусловливает их готовность разделять трудности и сглаживать личностные расхождения. Это то, что есть в команде, и нет нигде больше.

В отличие от команд, обычные рабочие группы полагаются на сумму индивидуальных преимуществ, а не ставят целью коллективную работу, требующую объединения усилий.

В наше время постоянные изменения и отсутствие стабильности являются вполне обыденным фактом для современного бизнеса. Изменения и отсутствие стабильности заставляют искать новые формы и способы ведения бизнеса. Сегодня рынок требует от компаний изменений и темп изменений растет. Критичными условиями выживания компаний на рынке являются: динамичность, открытость и гибкость. Жесткие, закостенелые структуры и схемы работают гораздо менее продуктивно.

В таких условиях команда и командная работа становятся ключевым фактором достижения успеха.

Несколько рекомендаций для менеджеров по организации и поддержанию командной работы:

Создавайте общее видение:
Это важный фактор, которым часто пренебрегают. Нарисуйте картинку будущего, понятную для всех членов команды. Определите, в каком направлении будете двигаться, что вы хотите создать.

Поставьте общие цели:
Необходимо чтобы цели, будь-то проектные или организационные, были понятны и поддерживались всеми членами команды. При формулировании общих целей команды следует учитывать необходимость развития индивидуальной и групповой мотивации в команде.

Распределите роли и обязанности:
Если роли и обязанности не будут распределены, если не будет обозначены зоны ответственности для каждого члена команды, это приведет к «бардаку» в работе и сведет к минимуму эффективность работы в команде. Прояснение ролей поможет команде в достижении целей. Понимает ли работник свою роль? Свои обязанности?
Важно формулировать и распределять задачи и роли в форме конечного результата то, что должно быть получено, а не как процесс.

Определите сроки выполнения.

Сформируйте план действий:
Постройте план действий, который приведёт к намеченным целям. Определите промежуточные точки контроля. Включите в рабочий график время для общего сбора команды. Необходимо информировать на каком этапе и где по отношению к поставленным целям находится команда.

Сделайте так, что бы члены команды лучше узнали друг друга:
Это важный фактор, влияющий на формирование доверительных отношений в команде. Формируйте команду не только в офисе, проводите разные командные мероприятия на свежем воздухе. Отличный вариант различные командные игры, тренинги, совместные поездки и приключения.

Хочу отметить, что необходимо регулярно проводить программы по формированию и построению команды. Это позволяет удерживать командные связи и отношения в коллективе на высоком уровне. Рекомендую делать это минимум два раза в год.

И тогда статистики деятельности Вашего бизнеса будут стабильно расти!


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії HR, менеджер з персоналу, рекрутинг Лідерство, тімбілдинг