Коучинг для успешных руководителей

Коучинг для успешных руководителей

Коучинг как профессия в этот непростой период находится на подъеме. Все большее число руководителей и менеджеров компаний пользуются коучингом, чтобы лучше понять себя, вести более сбалансированную жизнь, лучше осознать свои цели и уменьшить стресс.

Коучинг как профессия в этот непростой период находится на подъеме. Все большее число руководителей и менеджеров компаний пользуются коучингом, чтобы лучше понять себя, вести более сбалансированную жизнь, лучше осознать свои цели и уменьшить стресс. Коучинг – это еще сравнительно новое искусство, или особый образ жизни, или нечто среднее между ними в зависимости от отношения к нему. Мы живем в постоянно меняющемся мире. Более того, эти изменения происходят с такой скоростью, постоянно дезориентируют человека, который испытывает стрессы, ощущая себя на грани возможного.

Коуч, индивидуально работая с клиентом, не устраняет проблемы своего подопечного, а способствует его продвижению сразу на два шага. Сначала он помогает превратить существующие проблемы клиента в жизненные задачи, решаемые с помощью его собственных внутренних ресурсов, о существовании которых тот прежде даже не догадывался, а затем, по мере обретения большей уверенности в себе, встретить новые задачи, которые поставит перед ним жизнь. Люди обращаются к коучингу по многим причинам, но в первую очередь потому, что хотят перемен. Еще одна из основных целей коучинга – научить человека думать по новому. Ломая барьеры на пути к успеху и бросая вызов – достигнуть новых, еще больших результатов, коучинг оказывает положительное влияние не только на карьеру, но и на личную жизнь человека. На Западе коучинг существует уже лет 15, а для украинского рынка это относительно новая услуга. В нашем менталитете жаловаться на возникшие проблемы друзьям, искать сочувствия и поддержки, а не рассматривать всесторонне возможности выхода из создавшегося положения.

Коучинг в бизнесе – это работа с первым лицом организации, работа с ее хозяином или главным менеджером. Огромная ответственность, которая ложиться на первое лицо компании, требует присутствия рядом опытного, умного, заинтересованного консультанта или VIP-тренера. Такой специалист не может быть ни членом команды, ни партнером. Консультант или коуч, работающий с первым лицом, НИКОГДА не может быть включен в структуру организации. Эту позицию может занять только внешний, независимый специалист. Руководители, владельцы компаний – это, как правило, личности яркие, незаурядные, поэтому и консультант, работающий с ними, тоже должен быть личностью, иначе он не сможет грамотно позиционировать себя по отношению к клиенту, работать продуктивно и заинтересовано. Коучинг включает в себя широкий спектр «практических процедур» - от индивидуального консультирования по личным вопросам до участия в повседневной деловой жизни клиента. Но важнейший момент – прояснение жизненной миссии клиента, его фундаментальных целей. Надо понять, чего же клиент на самом деле хочет, например, стать монополистом в своей отрасли, выйти на международную арену, стать миллионером или миллиардером, сделать себе имя и уйти в политику и т.д. А когда цель выбрана – определить пути ее достижения и, конечно, возможные ресурсы. Здесь без помощи квалифицированного консультанта трудно обойтись. Именно консультант помогает клиенту по-новому взглянуть на себя и свой бизнес, включить внутренние ресурсы, привести в действие систему мотивации, развить личностный потенциал, правильно позиционировать себя и сформировать соответствующий имидж. Правда, все решения клиент принимает сам. Это его жизнь, его бизнес и он сам будет платить за ошибки. И чем выше позиция, тем выше цена ошибки. Коуч не должен подсказывать клиенту куда дальше двигаться, его задача – создать широкое информационное поле, помочь определить какие плюсы или минусы клиент получит в результате принятия решения, достаточно ли у него ресурсов, увидеть те жизненные стратегии, которые уже помогли ему добиться успеха, а значит, их можно использовать и в дальнейшем. От чего- то возможно придется отказаться, с чем-то быть готовым смириться и попытаться компенсировать это другими средствами. Коучу нужно быть готовым принять любое решение клиента. Ведь к помощи коучей прибегают именно успешные люди, которые хотят быть еще более эффективными. Я работала в качестве коуча с руководителями крупных, средних и маленьких компаний, банков, строительных, автомобильных, торговых компанй, публичными людьми. Это сильные, уверенные в себе люди. Поэтому задача консультанта первого лица – понять, какие ресурсы есть у него и помочь ему их раскрыть. Коучинг можно использовать как элемент управленческого консалтинга, но никак не наоборот. Коуч помогает руководителю осознать свои истинные цели, причины удач и неудач, и, соответственно, определить направление развития личности руководителя, и, как следствие, организации в целом. Работая с организациями, я практически всегда прослеживаю связь между ее успехами и неудачами, сильными и слабыми сторонами и «достоинствами-недостатками» руководителя. Она может быть ярко выражена, особенно если организация небольшая и относительно молодая, если же организация велика, и стаж ее работы 5 лет и больше, то эта связь зачастую достаточно завуалирована. Многолетний опыт работы с первыми лицами компаний позволяет проследить зависимость проблем компании от личностных проблем ее руководителя.

Опасения и страхи, обиды и раздражения, гнев и необоснованные амбиции руководителя являются благоприятной почвой для возникновения в коллективе напряжения, нервозности и многого другого, что однозначно сказывается на психологическом климате в коллективе и на деятельности компании в целом. Неудовлетворительные темпы развития, отсутствие нормальных человеческих отношений, необоснованные финансовые и кадровые потери, серии сбоев, неудачи и многое другое представляют собой клубок проблем компании, распутывание которого желательно начинать с работы с первыми лицами. Рано или поздно развитие компании так или иначе «упрется» в своего руководителя, если он будет оставаться на прежних позициях. Чаще всего в этом случае сотрудники вырастают и… уходят. Развитие компании прекращается. Начинается выживание и – в худшем варианте – наступает смерть. Коучинг – это пожалуй соединение психологии, менеджмента, философии и жизненного опыта – как своего, так и других. В процессе работы клиенты начинают делиться с коучем всеми своими проблемами, и тогда уже надо видеть что именно для решения той или иной задачи можно ему предложить.

Это могут быть персональные тренинги, например, по противостоянию манипуляции, развитию навыков публичного выступления, деловым переговорам, разрешению конфликтных ситуаций, делегированию полномочий, проведению совещаний и т.п. И тогда задачи, которые решаются на первом этапе, со временем становятся мелкими, отпадают как ступени у ракеты. И клиент уже способен сам анализировать и оценивать ту ситуацию, которая когда-то была для него сложной. А впереди уже новая цель и более сложная задача. И это главная радость для коуча – получить удовольствие от того, что твой клиент сделал такой рывок, что его бизнес успешно развивается, что его жизнь становится интереснее, и он начинает ставить более высокие и сложные цели.

Жизнь, увы не такая уж и большая. И это здорово, когда человек занимается любимым делом. Занимается упорно. Изо всех сил. И обязательно добивается успеха.

Да, мир меняется и мы можем выбирать - меняться вместе с ним, или оставаться позади, в предательски тихой заводи, застое, ибо «если мы не собьемся с пути, мы, скорее всего, попадем именно туда, куда намеревались».

Елена Юзькова,
бизнес-тренер, консультант по управлению, коуч,
aссоциированный член Национального Института Сертифицированных Консультантов по Управлению (НИСКУ)


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Лідерство, тімбілдинг