О развитии инновационного мышления в менеджменте

О развитии инновационного мышления в менеджменте

Статья посвящена проблеме актуализации развития личности руководителя 21 века.

О необходимости развития инновационного мышления в менеджменте

Современное состояние социально-экономического развития общества свидетельствует о накопившихся и нерешенных многочисленных проблемах во всех сферах его жизнедеятельности. Сегодня можно говорить о многих серьезных недостатках и ошибках, допущенных в регулировании производственной сферы, снижении объемов производства, в снижении мотивации и престижности труда, о допущенных просчетах на стратегических направлениях развития национальной экономики. Сегодня можно говорить о кризисе управления в целом. Это в свою очередь, свидетельствует о снижении интеллектуальности управленческого труда и
управления.
Повышение эффективности управленческого труда, в первую очередь
предполагает усиление внимания к интеллектуализации труда работников,
занимающихся управленческой деятельностью, повышение требования к качеству
этого труда, требований к оценке результатов этой деятельности, к
профессиональности управленческого персонала и обоснованности в принятии
управленческих решений. В свою очередь, это предполагает совершенствование
научных основ управления во всех сферах на основе выдвижения более высоких
требований к уровню и глубине профессионализма в подготовке управленческих
кадров.
В современных условиях рыночной среды организациям необходимо постоянно
совершенствоваться, повышать конкурентоспособность факторов компании, главным
из которых является структурно-функциональный человеческий капитал.
Инновационный менеджмент предполагает необходимость развития соответствующего
мышления управленческого персонала различных уровней.
Инновационное мышление – это способность к принятию решений, выходя за
рамки предложенных или существующих аналогий и способов, внесению и
изобретению новых методов для разрешения поставленной задачи.
На основе обзора трудов П. Друкера, Эдварда Д. Боно, Э. Кузнецова, О. Турецкого инновационное мышление можно определить как разумный компромисс творческого и логического подходов: творческие подходы используются в нем для
генерации оригинальных идей путем подключения воображения. Эти идеи затем
классифицируются, проходят отбор, организуются и проверяются с применением
рационального и логического мышления.
Что касается методов развития инновационного мышления в конкретной
компании, то сложность заключается в ориентации на самоменеджмент. Таким
образом, главная задача менеджмента – с помощью различных методов создать
соответствующие условия, а сам процесс развития инновационного мышления во
многом кроется в личностной позиции структурно-функционального человеческого
капитала.
Проектирование и реализацию программы развития инновационных навыков
следует рассматривать как проявление присущей организации в целом коренной
компетенции. Необходимо повысить уверенность каждого сотрудника в своих силах,
включив в эти программы следующие элементы:
1. обучение творческому мышлению, благодаря которому каждый приобретает
умение обнаруживать тенденции, отыскивать альтернативные подходы и
устанавливать новые причинно-следственные связи;
2. обучение стратегическому мышлению, дающему каждому основные навыки,
необходимые для трансформации творческой идеи в стратегическую,
способную дать организации нечто ценное;
3. обучение трансформационному мышлению, позволяющему обрести лучшее
понимание взаимосвязи своих позиций и поведения и отыскать новые
способы поддержки инноваций на всех уровнях организации.
Если все известные методы решения творческих задач разделить по признаку
доминирования логических эвристических (интуитивных) процедур и
соответствующих им правил деятельности, то можно выделить две большие группы
методов:
а) логические методы - это методы, в которых преобладают логические правила
анализа (сравнения, обобщения, классификации, индукции, дедукции и т. д.);
б) эвристические методы (метод синектики, метод "мозгового штурма", метод
"ключевых вопросов", метод многомерных матриц)
Мировая практика уже продемонстрировала яркие примеры эффективных
результатов применения методов развития инновационного мышления в менеджменте,
маркетинге, экономике. Одна Лондонская строительная компания никак не могла
добиться, чтобы потенциальные клиенты приходили смотреть ее дома. Тогда директор
подумал о том, как бы сделать, чтобы дома сами пошли навстречу людям. Был
построен макет здания в натуральную величину. Затем его погрузили на баржу и
отправили в путешествие по Темзе. Время от времени судно бросало якорь у густо
заселенных берегов. В результате за три месяца дом посетили 26 тыс. человек.
Подобных примеров множество. Таким образом, можно утверждать, что
главной задачей менеджмента (вне зависимости от выбранного инструментария
развития инновационного мышления) является создание в организации комфортного
инновационного климата, соответствующей среды, которая позволит в первую очередь
саморазвиваться каждому отдельному сотруднику компании, среды, в которой
инновационное мышление будет общекорпоративной задачей.
Для современной организации инновационное мышление – это не панацея от
всех бед, но можно с уверенностью сказать, что в нем заключается весомое
конкурентное преимущество как для отдельного сотрудника, так и для менеджмента
всей компании.
Литература
1. Кузнецов Э.А. Актуальные проблемы формирования системы менеджмента в
Украине // Рыночная экономика: современная теория и практика управления,
Т III – Одесса: Астропринт, - 1999.
2. Эдвард Де Боно. Серьезное творческое мышление. Пер. с англ. Д.Я. Онацкая.
Изд-во «Белорусский Дом печати», 2005, 416 с.
3. Турецкий О.А. Пути совершенствования управления трудом в Украине на
современном этапе развития. // Матеріали другої Міжнародної науково-
практичної конференції для викладачів, аспірантів та молодих вчених 30-31
березня 2007 р., м. Одеса.


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Менеджмент, керування, KPI Саморозвиток