Будущее компании в руках ее руководителей!
Есть такая поговорка: "Рыба всегда гнеет с головы...!"
В последнее время много говорится о подъеме российской экономики и о тех благоприятных перспективах, которые могут открыться перед Россией к 2020 году. Но эти перспективы, конечно же, не откроются сами собой. Движение вперед невозможно, если не повысить эффективность работы наших предприятий, которая примерно в 4-6 раз ниже эффективности работы аналогичных предприятий развитых стран Запада и Востока.
При этом трудно сказать, что мы плохо работаем. Виноваты не рядовые работники. В первую очередь низкая эффективность является следствием низкого качества управления. Сегодняшняя управленческая модель формировалась десятилетиями в совершенно иных условиях – условиях плановой экономики и преобладания административно-командных методов управления. Эту управленческую модель характеризует:
- ориентация на исполнение, на дисциплину в ущерб творческому отношению к работе и анализу возникающих в работе проблем;
- преобладание авторитарных методов управления, низкая готовность к развитию подчиненных и расширению их самостоятельности;
- настрой на стабильность в ущерб настрою на развитие, желанию проявлять инициативу и стремлению к выявлению возможностей для улучшений в работе;
- низкая готовность к эффективному использованию потенциала человеческих ресурсов, с одной стороны, в силу недостатка соответствующих знаний, с другой стороны, с руководителя этого, как правило, никто и не требует, главное – выполнение порученных заданий;
- отсутствие настроя на постоянное обучение, на повышение собственной управленческой квалификации.
Не отрицая значение опыта для роста квалификации руководителей, следует признать, что обучение на собственных ошибках не всегда эффективно. Часто приходится наблюдать, как руководители постоянно допускают одни и те же ошибки, наступают на одни и те же грабли, придерживаясь неверных принципов или ошибочной стратегии.
Кроме всего прочего, обучение на основе личного управленческого опыта требует значительного времени и большого расхода сил. Здравый смысл и руководство, основанное на методе проб и ошибок, – далеко не лучшая основа для эффективной работы компании и ее подразделений.
Существует распространенное убеждение, что руководство научить невозможно. Это искусство, которое заключается в умении наилучшим образом использовать имеющийся опыт и знания в конкретных обстоятельствах. Готовых рецептов, которые однозначно укажут правильное решение для той или иной ситуации не существует. Каждый раз руководитель должен определять приемлемость тех или иных подходов в работе с учетом наличной ситуации. Именно поэтому, придавая решающее значение управленческому опыту, некоторые руководители говорят: «Мне учиться уже поздно». Характерно, что так говорят руководители в возрасте 40-50 лет, то есть люди, которые занимают в своих компаниях ключевые должности, определяющие качество управления и уровень конкурентоспособности своей организации. Ответом на такие суждения могут быть слова одного руководителя после завершения 5-дневной программы по обучению основам управления: «Большинство из того, что я узнала за время обучения, мне было знакомо в теории. Но учеба помогала систематизировать уже имеющиеся знания, дала возможность лучше расставить приоритеты в своей работе. Но больше всего меня потрясло то, что все то, что я усвоила за 10 лет работы в качестве руководителя, делая ошибки, терпя поражения и совершая собственные открытия, – уже давно известно и описано в книгах, и более того отрабатывается на практике в тренинговых агентствах. То есть я могла бы все это освоить намного раньше и с меньшими потерями».
Обучение руководителей призвано помочь им работать с более высокой отдачей, то есть достигать более высоких результатов в работе с меньшими затратами сил и ресурсов. Грамотная работа руководителя выгодна для организации, так как это основа повышения эффективности ее работы. Но более высокий уровень управленческой квалификации не менее выгоден и для самих руководителей, поскольку позволяет им выполнять работу с меньшими затратами физической и нервной энергии, приносит им более высокое моральное удовлетворение.
Чему должен учиться руководитель?
Эффективное управление предполагает способность руководителя рационально использовать все виды ресурсов, находящиеся в его распоряжении. При этом человеческие ресурсы играют ключевую роль в процессе обучения. Руководителю необходимо лучше разобраться со структурой тех задач, которые он должен решать в отношении подчиненных. Это важно для того, чтобы слушатели имели более четкое представление об имеющихся у них возможностях и средствах достижения намеченных целей в процессе руководства. Именно люди оказывают решающее влияние на то, как используется потенциал организации (финансы, машины, оборудование, материалы и пр.).
Определение, которое иногда используют для характеристики работы, выполняемой руководителем, гласит, что руководитель – это человек, выполняющий работу чужими руками (то есть руками своих подчиненных). Поэтому эффективное руководство в первую очередь основывается на том, что руководитель кроме профессиональных знаний в той сфере деятельности, в которой ему приходится работать (торговля, производство, транспорт и др.) должен уметь работать с людьми. Для этого необходим обширный набор знаний и умений, среди которых важнейшее место занимает способность эффективно общаться, делегировать, мотивировать, обеспечивать успешную командную работу, в том числе и в процессе решения проблем и при подготовке управленческих решений.
Но именно в этой сфере – сфере управления людьми – руководителям сегодня катастрофически не хватает специальной подготовки.
Коментарі
Невірно заповнені поля відзначені червоним.
Будь ласка, перевірте форму ще раз.
Ваш коментар відправлений і буде доступний на сайті після перевірки адміністратором.
Інші статті в категорії HR, менеджер з персоналу, рекрутинг Менеджмент, керування, KPI