Матвей Никитин: "Нужно создавать текст так, чтобы тебя поняли, поверили и пошли за тобой"

Матвей Никитин: "Нужно создавать текст так, чтобы тебя поняли, поверили и пошли за тобой"

Кто хорошо пишет, тот ясно излагает и оказывает влияние на окружающих. Сегодня мы поговорим с необычным тренером – человеком, который учит хорошо писать и говорить, учит использовать техники написания текстов для внушения и формирования доверия.

Вы учите оказывать влияние с помощью написания текстов. Расскажите подробнее.

Есть ряд базовых правил, законов, которые помогут людям легче и увереннее писать, решая с помощью текста свои задачи. Этих правил не много. Я их разбиваю на занятия, и получается пару десятков, которые вполне можно людям правильно преподнести за этот короткий период времени. Я даю правила и вместе с ними - домашнее задание. На следующем занятии мы его проверяем, обсуждаем. Здесь появляется новый опыт, какие-то открытия, откровения. В целом, это как школьная программа, только очень интенсивная.

Вы даете базовые навыки?

Да, эти правила, и открытия люди в дальнейшем использовать как базу. Эти навыки и правила универсальны и применимы в различных сферах. Я сам работал и в журналистике, и в PR, везде используя одни и те же правила. И они всегда мне помогали.

Говорят, что слово – это оружие

Да, безусловно. Иногда обращаются ко мне политики и политические структуры - по старой памяти. Есть ряд задач, которые выполнимы при помощи технологий, о которых мы с вами сейчас разговариваем.
У меня были различного рода эксперименты, даже достаточно циничные, когда мне было интересно проверить, насколько техника письма может влиять на собеседника. Были случаи, когда я по переписке знакомился с человеком, мы не были ранее знакомы, мы не обменивались фотографиями, но тем не менее я заставлял его брать билет на самолёт и лететь из другого конца страны в Киев на встречу.
Письменная речь, как и устная (а, возможно, даже больше - если она правильно построена) воспринимается как сознательно, так подсознательно. Иногда бывает даже не важно, что ты пишешь, важно, как ты это делаешь. Можно совершенно неожиданные вещи преподнести таким образом, что они будут казаться человеку вполне адекватными и правильными. И наоборот.

Слово не только убивает, но и лечит.

Да. И это не только лечение, но и самолечение. Когда ты умеешь работать с текстом, ты умеешь работать с собой. Ты ведешь с самим собой диалог. Это очень увлекательно. Даже увлекательнее, чем можно себе представить, потому что есть вещи совершенно фантастические. Пока ты не попробуешь, сложно в это поверить. Есть определенная техника построения фраз, из них – предложений. Из этих предложений рождаются абзацы и весь текст. Техника предполагает больше работу с формой, чем с содержанием.
Предположим, есть какой-то вопрос, на который у тебя нет ответа, который тебя мучает. Ты с ним готов идти к друзьям, психоаналитику, в церковь. Есть какая-то проблема.
Если ты в состоянии этот вопрос сформулировать, просто задать его себе, не вслух, а на бумаге, ты садишься, берешь ручку, бумажку, записываешь его и путем этой техники продолжаешь дальше писать текст, не зная, о чем, но придерживаясь всех необходимых правил. После пары часов работы, множества перечеркиваний букв, страниц, текста, ты узнаешь вещи, которые кажутся очевидными, но до этого ты о них не догадывался, не знал. Отвечаешь на какие-то очень важные для себя вопросы, хотя ты ни с кем не общаешься, кроме бумаги.

Различается ли тип письма, когда надо влиять на большую аудиторию и на одного конкретного человека?

Нет. Люди все одинаковы, по большому счету. Поэтому нужно, конечно, тонко чувствовать психологию, и этому научить трудно. Но если даже отбросить психологию, НЛП, правила переписки, правила этикета, и просто следовать законам «письменного красноречия» - давайте так это назовем, - то все остальное придет вместе с формой. Законы «письменного красноречия» позволяют выстроить правильную форму слога. При этом текст обретает все остальные необходимые качества. О них даже не нужно задумываться. Если ты пишешь правильно, ты просто пишешь. Все остальное приходит само собой.

Расскажите о том, как вы приняли решение стать тренером?

Есть такой известный писатель Густав Водичка. Можно назвать его признанным тренером и учителем. Он был первым, кто порекомендовал мне учить людей. Просто порекомендовал, не объясняя почему. Он вообще человек, который в принципе не делает комплиментов. Я принял это как должное. Дальше были ситуации, когда я общался либо с пиарщиками, либо с копирайтерами. Они со мной просто по дружбе делились какими-то своими проблемами: «я не могу сделать такой-то титр, не могу закончить такой-то слоган. Понимаю, о чём он должен быть, но не знаю, каким он должен быть». Когда я редактировал их мысли и приводил в порядок, они, в частном порядке, обращались с просьбой научить.
Я понял, что невозможно учить в режиме свободного общения. Потому что нужно давать задания, нужно исправлять ошибки. Отсюда возник формат тренинга.

Это ваш авторский метод или это компиляция из того, что было получено?

Безусловно, это компиляция различных методик. И не только письменных. У меня в жизни были различные занятия, в том числе служба в правоохранительных органах. Что-то оттуда почерпнул. У меня много есть таких правил, которые облегчают жизнь. Я ими с удовольствием поделюсь.

Кому полезен этот тренинг? Первое впечатление, что тренинг рассчитан для журналистов.

Это не совсем тренинг по журналистике. Я действительно иногда провожу короткие тренинги-семинары для журналистов на темы о том, как взять интревью, как делать репортаж, как собрать новости или работать с информацией. Но этот тренинг – другой.
Какие задачи преследует человек в письменной коммуникации? Они универсальны. Когда ты пишешь, ты хочешь, чтобы тебя услышали, если так можно выразиться. И не только услышали, но и поняли. Более сложная задача – чтобы не только поняли, но и поверили. В моем тренинге мы идем дальше. Люди не просто должны услышать, понять, поверить, но и подумать «Да это же мои мысли! Это же мое мнение! Я именно так и думал!»

Поделитесь каким-либо секретом. Как написать простое и хорошее обычное письмо, например?

Есть очень простое правило. Письмо должно быть написано так, чтобы адресат мог повесить его на стену в рамочке. Если с этим правилом сверяться, то письма будут получаться такими, как надо. Вот и все.

Даже ежедневная переписка?

Да. Письмо должно быть написано так, чтобы получатель мог его с удовольствием повесить под стекло в рамочку на стену.

Значительная часть аудитории нашего сайта – менеджеры по продажам, руководители отделов продаж. Дайте совет, на что им обращать внимание в переписке с клиентами, чтобы повысить свою эффективность?

Эффективность переписки будет высока, если они верят в свой продукт. Если же они пишут неправду, никакие хитрости им не помогут.

Творческие планы

Некоторые из журналистских расследований, которыми я сейчас активно занимаюсь, способны изменить ход истории. Я фанатично двигаюсь к цели, не раздумывая, чем займусь потом.


Оставить комментарий
Пожалуйста, введите Ваше имя
Пожалуйста, введите комментарий.
1000 символов

Пожалуйста, введите email
или Отменить

Другие статьи в категории Маркетинг, реклама, PR Переговоры, риторика, ораторское искусство Продажи, колл центр, работа с клиентами