Украинские производители FMCG завоюют зарубежные рынки, победив на внутренних?

Украинский экспорт превышает импорт, несмотря на общее уменьшение производства в стране. Главной причиной популярности наших товаров на рынках являются низкие цены при относительно высоком качестве. Рост вызван падением курса нац. валюты.

Статистическая справка 

По данным Государственной службы статистики в 2015 экспорт украинских товаров составил 46,6 млрд, и превысил импорт более, чем на 4,1 млрд. В то же время по сравнению с 2014 украинский экспорт уменьшился почти на 30 %, в основном за счет снижения товарооборота с Россией. Но по причине большего сокращения импорта торговое сальдо по сравнению с 2014 только возросло.

 Продуктовая перспектива

На сегодняшний день экспорт продуктов питания из Украины является очень перспективным. Из-за падения курса гривны, и как результат значительного удешевления, наши товары стали весьма конкурентоспособными на внешнем рынке. Согласно данным Госстата в продуктовом сегменте FMCG наши предприниматели экспортируют мясо, молочные продукты, подсолнечное масло, овощи, крупы, мед, кондитерские изделия, а также соусы и соки. 

 На внутреннем же рынке зарубежные поставщики теснят украинские продукты питания только в тех категориях товаров, которые в принципе не могут быть произведены в Украине. Таких как заморские фрукты, кофе, чай, морская рыба. В сегменте продуктов нашим товарам составляют конкуренцию некоторые сорта алкогольных и табачных изделий. Покупатели очень привыкают к такому роду товаров, которые производятся только за границей. Также приверженцами дорогих заграничных аналогов (например, дорогих сортов коньяка) являются более состоятельные люди, которых не так много. 

Украинские зарубежные FMCG 

В то же время, украинские товары непродуктового FMCG, как бытовая химия, или косметика производятся главным образом филиалами больших зарубежных компаний, такими как Procter & Gamble Henkel и SC Johnson. И эти же компании являются главными импортерами, в основном из России, поскольку там тоже находятся их предприятия. Основной экспорт и импорт осуществляется теми же самыми компаниями, - говорится в исследовании аудиторской компании Ernst and Young.

Часто даже не богатые покупатели часто предпочитают более дорогие и более качественные товары непродуктового FMCG. Также большое значение здесь имеет бренд, - говорит Президент Украинского Аналитического Центра Александр Охрименко.  Люди привыкли, что украинские товары широкого потребления менее качественны. Может оказаться, что отечественный товар ни чем не уступает зарубежному аналогу, но покупатели будут обращать на него внимания  меньше.

  На рынке присутствует небольшое количество производителей с украинским капиталом, например в сфере косметики. Но вследствие силы привычки покупателей, бренда, а  во многом из-за качества, они не могут соревноваться с большими компаниями. Часто их покупатели ориентируется на патриотические призывы покупать украинские продукты. По ценовым параметрам наши производители не могут конкурировать с западными, потому, что последние уже перенесли производство сюда.

Также, большие торговые сети, как Фуршет имеют свои эконом марки моющих средств и средств личной гигиены.  Эти товары дешевле, и потому очень популярны среди категорий населения с самой низкой покупательной способностью. В этом сегменте бренд, и даже качество, играют меньшую роль, что делает отечественных производителей более конкурентоспособными.

 Экспансия украинских цен 

Расширению экспорта благоприятствует и подписание торгового соглашения с Европейским Союзом, главным торговым партнером Украины на сегодняшний день. В то же время существует ряд противоречивых моментов. Хотя торговое соглашение предусматривает отмену таможенных пошлин со странами ЕС, по его условиям экспорт ряда наших товаров, например сельскохозяйственной продукции, квотируется. Кроме того, продукция многих отечественных предприятий не соответствует высоким европейским стандартам. Несмотря на это, наши товары очень конкурентоспособны в ценовом сегменте.

Украинское производство будет ориентироваться на стандарты стран потенциального экспорта и со временем станет отвечать их запросам. Многие сельскохозяйственные продукты не требуют значительной обработки для употребления их в пищу. Для того чтобы продукты питания начали соответствовать европейскому качеству, конечно же, нужны капиталовложения. Но сравнительно меньшие, чем в других отраслях, и с более быстрой окупаемостью. Потому, на европейском рынке для украинских продуктов питания большой проблемой остаются квоты.

В результате политической ситуации значительно уменьшился украинский экспорт в  Россию. Страны уже обменялисьсанкциями и торговыми барьерами.  Это очень сильный удар по украинским производителям FMCG, так как Россия была одним из главных рынком сбыта наших товаров, в том числе непродуктового сегмента FMCG. Тем не менее, по уровню торговли с Украиной Россия сегодня на втором месте после ЕС. Но из-за политического конфликта данный рынок перестал быть перспективным для украинских производителей. И вряд ли что-то изменится в ближайшее время. Уменьшение товарооборота с восточным соседом продолжается.  

В таких условиях выходом для Украины стают другие страны СНГ, страны Ближнего Востока, Азии и Африки. Там нет квот или европейских требований к качеству. Дополнительным фактором здесь является расстояние, и как следствиелогистические затраты, что не отменяет прибыльности продаж. В большинстве случаев  транзит на рынки СНГ будет осуществляться через РФ, и уже были случаи остановки грузов по политическим причинам. Также из-за бедности и нестабильности при торговле со странами Африки или Азии существуют риски неплатежей, - считает Александр Охрименко.

Сырье или продукты?

Из-за наличия недорогого сырья и дешевой рабочей силы иностранные компании, возможно, будут переносить свое производство в Украину. Это может позитивно сказаться на экономике в целом, но негативно на украинских производителях. Иностранных инвесторов значительно отпугивает отсутствие благоприятного бизнес-климата и конфликт на востоке страны. Но может быть задействована также схема, когда украинские компании смогут делать товары для западноевропейских компаний по их стандартам, и под их брендами.

Выход украинских предпринимателей на зарубежные рынки, безусловно, нужен. Причем и самим производителям, поскольку это прибыльно, и государству, так как это расширение производства, и как следствие - дополнительные рабочие места и налоги в бюджет. А также нужно куда-то переместить товары, которые раньше экспортировались в Россию. Кроме того, валютная выручка позволит украинским компаниям застраховать себя от риска колебаний курса, а также поддержит сам курс гривны. 

Из-за региональных особенностей сельское хозяйство и производство продуктов питания  – одни из главных перспективных направлений спецификации нашей страны. Падение курса валюты делает украинский экспорт очень привлекательным из-за низкой цены. В то же время на данном этапе экспортируется в основном сырье, и продукты, где не требуется большой обработки.  Несмотря на это, вполне реально нарастить объем производства уже готовых продуктов питания. Ситуация в непродуктовом сегменте FMCG более сложная, так как менее играют роль региональная спецификация Украины, и ценовой фактор. В то же время перспективы есть и здесь.

 В такой нестабильной ситуации особую роль играет умение работать с ассортиментом и ценовой политикой макисмально успешно. 
Получить эффективные и результативные инструменты от ведущего эксперта практика Дмитрия Каширина, которые работают у него и выработаны благодаря 20-летнему опыту работу в рителйе на руководящих должностях Вы сможете 8-9 июля на практическом курсе "Эффективный ассортимент и ценообразование в ритейле" (детали)

Вы сможете задать уточняющие вопросы, получить любую дополнительную информацию, связавшись по тел.[відкрити контакти](067) 505 25 24, [відкрити контакти](044) 383-50-34  или пишите на адрес [відкрити контакти][email protected]


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Менеджмент, керування, KPI Переговори, риторика, ораторське мистецтво Продажі, кол центр, робота з клієнтами