Путь Берта Хеллингера

Этим человеком пройден достаточно долгий и не простой путь. Мне было интересно сложить единую картину жизни этого человека. Берт Хеллингер является основателем метода семейной системной расстановки.

Этим человеком пройден достаточно долгий и не простой путь. Мне было интересно сложить единую картину жизни этого человека. Во многих источниках его называют –«немецким богословом, философом, психотерапевтом, духовным учителем». Но наверное самый важный факт в его биографии, это то что Берт Хеллингер является основателем метода семейной системной расстановки.

Хеллингер (паспортное имя – Антон (Anton) Хеллингер) родился 16 декабря 1925 года в городе Леймен ( Баден-Вюртенберг, Германия) в католической семье. Его отца звали Альберт Хеллингер (1896 – 1967), он был инженером в Мюнхене. Антон был средним из трех братьев в семье. Семья была вполне обеспеченная.

Уже в пять лет у Берта возникло желание стать священнослужителем. Еще ребенком (в 10 лет) в 1936, Антон Хеллингер оставляет родительскую семью и поступает в колледж при католическом ордене. «Это было для меня большим подарком», - говорит Берт.
Он учится в городской гимназии миссионерской конгрегации Марианнхилл в г. Лоор-на-Майне, чтобы стать священником и миссионером. После ее закрытия национал-социалистами учится в гимназии г. Касселя.

Некоторые источники сообщают, что с приходом к власти нацистов, Антона Хеллингера неоднократно пытается привлечь в свои ряды юношеская нацистская организация Гитлерюгенд.

В 1942 году Антон Хеллингер был призван властями в строительные войска Вермахта и был отправлен на службу на территории Франции. В 1945 году он был взят в плен американскими войсками и помещен в лагерь для военнопленных на территории Бельгии. В это же время на фронте на территории России погибает его старший брат Роберт Хеллингер. Через год Берту удается бежать из плена, спрятавшись в товарном вагоне.

Вернувшись в Германию, в 1946 г. Берт Хеллингер завершает обучение на отделении теологии университета Вюрцбурга. Он вступает в католический религиозный орден Марианхилл и в монашестве принимает имя Сюйтберт (Suitbert), сокращенно Берт. Это имя остается с ним и после выхода из Ордена в 1971 году. Полгода работает в должности капеллана до того времени, как появилась возможность выехать в Южную Африку в церковный приход Марианнхилл на миссионерскую работу среди зулусов.

В Африке он продолжает учебу и заканчивает Университет Петермарицбурга (Pietermaritzburg) и Южноафриканский Университет, где изучает английский язык и педагогику. Он получает степень бакалавра и диплом, дающий ему право преподавания. В течение 16 лет, проведенных в Африке, Хеллингер изучает зулусский язык, тесно общается с местными жителями, изучает их ритуалы и приобретает у них известность и уважение. В результате службы приходским священником и преподавания в школах, он становится руководителем комплекса миссионерских школ региона.

В этой должности Б. Хеллингер обязан был заниматься повышением квалификации подчиненных и здесь на практике сталкивается с тем, что на занятиях представители различных рас и вероисповеданий, находившиеся в одной группе, демонстрировали взаимное неприятие, столкновения и конфликты. Для преодоления этих сложностей англиканская церковь направила в Марианнхилл преподавателей-психологов и специалистов по групповой динамике. На этих занятиях Б. Хеллингер впервые познакомился с методами групповой психотерапии и, освоив их, вел свои семинары.

В своей книге «Долгий путь» Берт говорит о том, что решающее влияние на него оказал вопрос одного из тренеров «Что важнее для тебя – люди или идеи? Что из этого ты принесешь в жертву?» и этот вопрос стал вызовом для Берта как священника и как немца, пережившего нацистский режим.

В 1968 году Берт принимает решение вернуться в Германию и получить образование в области психотерапии. Как раз в это время его отзывают в Вюрцбург, где он продолжает проводить психотерапевтические группы. Несмотря на то, что в Ордене Хеллингер пользуется репутацией «еретика», ему удается несколько лет сочетать работу в Ордене, получение психотерапевтического образования и собственную практику в области ведения психодинамических групп. Однако в 1971 году он выходит из Ордена и слагает с себя сан священника. Через небольшое время он знакомится со своей будущей женой Гертой и вступает в брак; детей у Берта Хеллингера нет. Вместе с супругой Берт продолжает вести психотерапевтические группы и консультации.

Берт Хеллингер продолжает образование в Венском «рабочем сообществе по глубинной психологии» у Р.Шиндлера и И.Шакеда, которое впоследствии выступило прообразом профессионального объединения психотерапевтов Австрии. Изучает классический психоанализ (и проходя курс собственного анализа) в Венском сообществе глубинной психологии у Р. Шиндлера и И. Шакеда, а также в Мюнхенском Психоаналитическом Институте. В 1972 году он знакомится с только что вышедшей книгой Артура Янова «Первичный крик» и она производит на него столь сильное впечатление, что он прерывает психоаналитическое образование и покидает Германию на 1 год, в течение которого учится в США у Янова и проходит личную терапию.

По возвращении он использует идеи Янова в своей дипломной работе по психоанализу, эти идеи не принимаются окружением и Хеллингер не получает аттестации как психоаналитик. С большим рвением Берт изучает и практикует различные методы терапии, такие как трансактный анализ Эрика Берна (у Фаниты Инглиш (Fanita English)), недирективную гипнотерапию Милтона Эриксона, провокативную терапию Фарелли, гештальт-терапию (у Рут Коэн (Ruth Cohen) и Илариона Петцольда (Hilarion Petzold)), удерживающую терапию Ирены Прекоп (Jirina Precop). Берт изучает НЛП у Гундля Кучеры (Gundl Kutschera). Семейную терапию Берт изучает у Лесли Кадиса и Рут МакЛендон (Leslie Kadis, Ruth McClendon) и их группы становятся его первым знакомством с работой, ставшей прообразом будущего метода семейной расстановки. Неутомимый, он разрабатывает и проводит семинары групповой психотерапии, в которых использует и объединяет все известные ему идеи современной психологии и психотерапии. Так постепенно и кристаллизовался его собственный метод работы – семейная расстановка, как краткосрочная психотерапия, ставший основой семейно–системных расстановок.

Берт Хеллингер характеризует себя как практика, который, испробовав много различных методов, нашел в конечном итоге свой собственный. Важнейшим открытием Берта Хеллингера является факт влияния на судьбу человека любви, скрытой за всеми нарушениями поведения и телесными симптомами. Ключевую задачу семейно-системной терапии Б. Хеллингер видит в нахождении того пункта, где сосредоточена любовь – тогда мы оказываемся у «корней» и находим путь к решению проблемы человека.

В 80х годах Берт Хеллингер активно работает, вступает в немецкое общество семейных терапевтов, но все еще не проводит учебных программ и не пишет книг. Гунхард Вебер (Gunthard Weber) в начале 90х получает разрешение Берта опубликовать записи с его семинаров (скрипты расстановок и комментариев) и в 1992 году выходит первая книга о семейных расстановках: G.Weber, «Zweierlei Gluck. Die systemische Psychotherapie Bert Hellingers», 1992 (Г. Вебер, «Два рода счастья. Системная психотерапия Берта Хеллингера). Книга быстро становится бестселлером и с 1994 года работа Хеллингера приобретает все более публичный характер – он работает перед аудиториями в несколько сотен человек.

С 1994 г. Берт Хеллингер демонстрирует свою работу публично, его аудиторией бывают одновременно до тысячи человек. После появления в печати книги Г. Вебера: «Кризисы любви. Системная психотерапия Берта Хеллингера». Берт Хеллингер начинает сам представлять свой опыт и размышления о нем в книгах, а также в видеофильмах и CD. В русском переводе издана книга Берта Хеллингера: «Порядки любви. Разрешение семейно-системных конфликтов и противоречий». Берт Хеллингер также является автором книг: «Признать, что есть» - беседы о семейных системных сплетениях и их решениях; «Держите меня, чтобы я мог остаться жить. Решения для приемных детей»; «Как удается любовь. Терапия пар».

На протяжении всей своей жизни Берт Хеллингер непрерывно учился и много работал. Он искал пути эффективной психотерапии и в результате создал метод, удивительный по мощи и глубине, опирающийся на любовь, связывающую людей друг с другом. Вот как он сам описывает свою работу.

Отрывок из книги Берта Хеллингера «Источнику не нужно спрашивать пути».
«Научная психотерапия линейна. Это значит: определенная причина вызывает определенные следствия.
Феноменологическая психотерапия, напротив, предполагает необходимость предаться происходящему без страха и каких-либо намерений. В том числе — без намерения вылечить. Для терапевта, исповедующего феноменологическое восприятие, феноменологический подход, крайне важно, чтобы он был согласен с миром, таким, как есть. Чтобы у него не было желания изменить мир. Это требует от терапевта полной отрешенности. Терапевт должен быть согласен и с болезнью клиента, такой, как есть. У него не должно возникать потребности вмешиваться.
Иначе действует врач, поскольку он может и должен работать в основном с применением естественнонаучного подхода. Я бы хотел очень четко провести это различие.

Такой подход неприменим к феноменологической психотерапии. Терапевт должен отрешиться от всего и предаться действию высших взаимосвязей. Когда я работаю с клиентом, я работаю со всей его системой. Я смотрю не только на клиента, я всегда смотрю на всю систему. Прежде всего, я смотрю на тех, кто исключен из системы, на тех, кто в ней не появляется, но, тем не менее, я вижу и чувствую их, потому, что я отстранен. Я даю им место, в котором им отказано системой, рядом с собой. Предоставив им место рядом с собой, я пребываю в более глубокой гармонии с системой клиента, чем он сам, поскольку я глубже сопереживаю его системе.

Если я отстранен и предался целому без намерений или страха перед тем, что может выявиться, я сразу воспринимаю существенное — то, что выходит за рамки видимых феноменов. Тогда я вижу: вот о чем идет речь.

Прежде всего, это важно для решения. Расстановка системы происходит Относительно просто. Найти решение я могу, только если я в созвучии с системой. Тогда решение приходит внезапно. Решение — это плод феноменологического восприятия. Оно подобно молнии и всегда в созвучии с чем-то целым.»

За период с 1992 до 2007 годы издается более 30 книг Хеллингера, которые в основном представляют собой записи с его семинаров по всему миру. Однако, широкая известность работ Берта Хеллингера вызывает также и большое количество критики и непонимания со стороны психотерапевтического сообщества и общественности, как относительно метода работы, так и в адрес лично Хеллингера.

Хеллингер открыл, что при медленной, серьезной и уважительной работе ведущего и группы заместители членов семьи чувствуют то же, что и их реальные прототипы, несмотря на то, что они не знакомы и какая-либо информация о них отсутствует. Этот феномен был назван «заместительским восприятием», а то место, откуда приходит информация – полем (знающим полем или морфическим полем - термин Руперта Шелдрейка (Rupert Sheldrake)). Научная недоказанность и недостаточный опыт исследований поля является основным критическим замечанием к методу семейной (системной) расстановки. Тем не менее, в практике последних десятилетий накоплен опыт, который позволяет расстановщикам доверять информации поля и следовать ей в своей работе.

В процессе накопления опыта и наблюдений Берт Хеллингер находит и формулирует несколько действующих в системах законов, нарушение которых приводит к явлениям («динамикам»), предъявляемым клиентами как проблемы. Следование законам, первый опыт которого клиент получает в расстановке, позволяет восстановить порядок в системе и способствует облегчению системной динамики и разрешению предъявленной проблемы. Эти законы получили название Порядки Любви.

Метод быстро завоевывает популярность в Германии и за ее пределами, Берт Хеллингер проводит большое количество групп по всему миру. Хеллингер говорит, что не занимается обучением методу и отпускает всех практикующих для свободного исследования и развития работы. Вокруг Хеллингера образуется группа увлеченных методом коллег, и они быстро развивают новые направления и техники расстановочной работы: структурные расстановки (Матиас Варга фон Кибед и Инзе Шпаррер), организационные расстановки (Ян-Якоб Стамм), расстановки с использованием фигурок (Зиглинда Шнайдер). Накопленные наблюдения показывают, что системный подход и заместительское (полевое) восприятие проявляются и в несемейных системах (организации, «внутренние части личности», абстрактные понятия – такие как «война» или «судьба»). Он проявляется не только при непосредственном заместительстве в группе, но и при иных методах работы (работа в индивидуальном формате без группы, работа с фигурками на столе или с большими предметами-маркерами на полу).

В 2000 году в Германии обстановка вокруг Хеллингера была довольно напряженная. Во время его пресс-конференции на II Международном психотерапевтическом конгрессе в Вене многие вопросы носили откровенно враждебный характер (в частности, в связи с историей в Линдау (После семинара в этом городе женщина, которой Берт сделал расстановку, покончила с собой. Последовавшее за этим судебное разбирательство доказало непричастность Хеллингера к произошедшему). Берт отвечал, что у любого психотерапевта, работающего с клиническими расстройствами, в практике есть случаи суицида.

К 2003 году отношение к нему приняло характер травли. Очень немногим друзьям и коллегам хватило смелости оставаться рядом с Бертом. Журналы «Шпигель», «Штерн» печатали фотографии Хеллингера с искаженным лицом, называли его не иначе, как «Гуру Психотерапии».
В 2003 году Берт знакомится с Мари-Софию Эрдоди, влюбляется и оставляет свою первую жену Герту. Берт с Софией решают поселиться в определенном месте, которое им обоим нравилось, на то время, пока строился их дом. В этой местности был свободен только один дом – здание бывшей Рейхканцелярии. Именно там Берт написал свое послание к духу Гитлера. И послание, и сам факт проживания в доме Гитлера подлили масла в огонь критики Берта.

2005-2007 годы стали годами серьезного противостояния между Бертом Хеллингером и его теперь уже бывшими последователями и коллегами. Стороны обменивались открытыми письмами и заявлениями, и пиком конфликта стал отказ Хеллингера приехать на международный расстановочный конгресс в Кельн, после чего немецкая расстановочная ассоциация исключила из своего наименования имя Хеллингера. Это парадокс, что создателя исключили.

Возможно, это связано с той огромной популярностью, которую в короткие сроки завоевал метод Хеллингера. Многие люди начали практиковать «метод Хеллингера», тем самым как бы перекладывая ответственность за свои действия на Берта. В то же время популярность Хеллингера вызвала ревность в профессиональных психотерапевтических кругах. Первоначальный ажиотаж (по некоторым сведениям, каждый четвертый житель Германии делал расстановку) сменился критикой и сарказмом. Особенно критично были настроены представители системной семейной психотерапии, обвиняя Хеллингера за отсутствие исследований, директивность, безответственность, отсутствие поддержки клиентов после расстановок. Ведь в начале своей работы Хеллингер работал с каждым своим клиентом длительное время.

Но не все так категоричны, и совершенно другой прием ожидал Хеллингера в странах СНГ.

С ростом популярности метода на семинары Хеллингера в рамках многочисленных конгрессов приходило все больше и больше людей, особенно специалистов. В таком психотерапевтическом контексте сами участники добровольно принимали на себя ответственность за происходящие с ними изменения. В ходе этих многолюдных семинаров выявилось, что и разовая работа тоже дает эффект. У самого Берта есть доверие к душе клиента, которая, как он считает, имеет способности и возможности самостоятельно справляться с тем, с чем ей необходимо справиться.

Так Берт пришел к своему нынешнему формату работы – ультра краткосрочной терапии методом Берта Хеллингера.

Из воспоминаний Александра Зелинского, руководителя группы «Мастер» (г. Запорожье).
«Я последний раз встречался с БХ на его семинаре в Москве в 2005 г ,тогда это был взрыв открытий, возможностей. Он не говорит слово «расстановка» и не говорил его тогда, просто работа пространства и движение энергий (духа).

И это выглядело как «магия». Звучала фраза: «Этому нельзя научиться!» Для меня это стало толчком к созданию системы, поиску алгоритма, как этому можно научиться и научить других. Где точки напряжения и как можно в короткое время выйти на них.

Первые открытия и наработки я показал на Первом Международном Евроазиатском Конгрессе по системным расстановкам «Соединяя Восток и Запад», в Москве, в сентября 2007 года – это были «Расстановки без запроса». Дальше развитие обучающей программы и появление Системного Моделирования. Это не МАГИЯ это осознанность, которая открывает новое восприятие происходящего и создаёт пространство решений! Началось же все со слов Берта Хеллингера «Я так вижу!».
Я мечтаю, чтобы видеть могли ВСЕ, кто стремится к открытиям и познанию.»

Ирина Годунова, по материалам журнала «60 параллель», июнь 2007 (г. Москва).
Хеллингер считает, что «помощь – это искусство», и будучи великим мастером, часто рассказывает истории.

Эта история о том, как быть полезным в помощи: Однажды старого учителя спросили: «Когда ты помогаешь другим, как же ты это делаешь? К тебе нередко приходят люди и спрашивают у тебя совета в таких вещах, о которых ты сам знаешь совсем немного. И все же после этого им становится лучше». В ответ учитель сказал: «Если человек остановился на пути и дальше двигаться не хочет, дело не в знании. Просто он ищет уверенности там, где требуется мужество, и свободы там, где правильное ему уже не оставляет выбора. Так он и ходит по кругу. Учитель же не поддается иллюзиям и отговоркам. Он ищет середину и там, собравшись, ждет — как тот, кто расправил паруса навстречу ветру, — пока его не достигнет слово, в котором есть сила». И если тогда придет к нему другой, учителя он обнаружит там, куда ему самому нужно, — это ответ для них обоих. И добавил: «В середине легко».

С 2007 года Хеллингер основал собственную школу, получившую название Hellinger Sciencia (sciencia – старолатинское написание слова scientia, означающее «наука»). Берт и его вторая супруга Мари София Хеллингер (Эрдоди), с которой они поженились в 2003 году, вместе ведут семинары, обучающие группы и международные лагеря. Основные мероприятия проводятся в небольшом австрийском городке Пихль (Pichl) в старинном уединенном отеле Pichlmayrgut. В 2008-2009 годах на этих семинарах уже практически не присутствуют представители «классической» психотерапии; в основном участники относятся к последователям различных духовных, эзотерических, телесно-энергетических практик. София Хеллингер проводит отдельные программы по «энергетической работе» (energy work), а позднее стала вводить элементы этой работы в совместные семинары с Бертом. Эта «работа с энергией», а также участие Софии в семинарах Берта как таковое, стало еще одним объектом для критики, как со стороны более «материалистически» настроенных участников их программ, так и серьезных практиков различных духовных и энергетических учений. Софию критикуют как за поверхностность расстановочной и энергетической работы, так и за внесение в атмосферу семинаров элементов поклонения Берту, а также за организацию коллективных экстатических ритуалов. В 2008-2009 годы критика и обеспокоенность также высказывается в связи с попытками Берта и Софии запретить использовать имя «Хеллингер» иначе, как по специальному соглашению с ними (предполагающему значительную оплату как со стороны институтов, так и практикующих специалистов); по этому вопросу вспыхнуло несколько конфликтов с т.н. Хеллингер-институтами, основанными в разных странах расстановщиками, обучившимися методу в самом начале его распространения.

Самой последней «инновацией» от Берта Хеллингера являются расстановки, в которых оказывается все более полное доверие той энергии или силе, что стоит за каждой системой – spirit mind, и в которой минимизируются и вмешательства расстановщика, и количество заместителей. Если в расстановках первых «трех ступеней» расстановщик, как правило, еще задавал вопросы, или проводил короткую терапевтическую беседу, чтобы уточнить запрос клиента, то теперь клиент нередко даже не заявляет проблему, обозначая только, кого она касается (матери, партнера и т.п.).

«Иногда ставился один заместитель или просто сам клиент, иногда два-три, и очень часто они не назначались на определенную роль члена семьи клиента. Например, ставился клиент и еще один заместитель, и им предоставлялась полная свобода движений без внешних интервенций расстановщика. Расстановка часто прерывалась до того, как заместители сами могли бы занять некоторое финальное положение. Таким образом «незавершенная» энергия могла быть воспринята клиентом, и он продолжал нести и проживать ее в себе после расстановки… Совсем недавно, в апреле 2008 года, Берт Хеллингер показал новый вид расстановок, которые он назвал «многоуровневыми» (multidimentional). Он даже перестал использовать слово «расстановки», чаще говоря «многоуровневый подход». В многоуровневом подходе при минимальном обозначении клиентом своей темы (или вовсе без обозначения) на расстановочное пространство выводятся (но не расставляются) от 15 и более заместителей и всем им предоставляется возможность свободно двигаться без внешнего вмешательства расстановщика. Этот способ ведения расстановки очень непрост для заместителей, т.к. они оказываются, вовлечены в очень мощные динамики, испытывая сильные чувства, вплоть до катарсиса. По-видимому, это непросто и для расстановщика, но здесь нет достаточного опыта, т.к. кроме Берта Хеллингера этот способ работы пока никем не практикуется» (Елена Веселаго, г. Москва).

В России Берт Хеллингер побывал 5 раз: в 2001 (Москва, Санкт-Петербург), 2003 (Москва), 2005 (Москва), 2008 (Москва, Владивосток) и 2009 (Москва – вместе с Софией Хеллингер, Владивосток) годах, проводя как открытые семинары для широкой публики, так и группы для профессионалов. И долгожданный приезд Берта и Софии Хеллингер в Украину. Вот и мы дождались - февраль 2010 года Хеллингер в Киеве.

Маргарита Матвиенко группа «Мастер» (г. Запорожье).
Впечатления после эфира интерактивного шоу «Шустер Live» на ТРК Украина.
«Что касается «социально-психологического эксперимента». Эта работа была не о Бандере. Это нельзя считать расстановкой, или моделированием, или терапией. Это именно Хеллингер, здесь я полностью согласна с АВ. Чудак, открывший путь реальной работы с магией бессознательного. И мы все ему бесконечно благодарны за то, что он сделал чудо осязаемым даже в такой прагматичной стране как Германия.

Что он делал? Это сугубо мое личное видение - он делал то, что считал важным сделать для себя. Его главная мысль - примирение. Примирение немца со славянами. И он совершенно нетерапевтично вошел в расстановку. И он кланялся жертвам нацизма, глядя им в глаза. Он делал это для себя. Но при этом и для нас. Он показывал, что примирение возможно, если сделать этот шаг навстречу. И дело не в тех, кто уже ушел. Дело в тех, кто остался и несет в себе обиды и боль. И на этих обидах и на этой боли играют политики, как на натянутых струнах. Чтобы на нас перестали играть, необходимо заглянуть в глаза тем, кого хочется заклеймить.

Очень интересно было наблюдать за крупными планами заместителей. Одна женщина очень явно для меня показывала убийц среди жертв. Тех, кто за показной ненавистью прячет готовность предать, чтобы выжить. Другая, поглощена болью, но эта боль делает ее настолько значимой, что просто невозможно пойти на примирение, невозможно отказаться от величия жертвы. Были лица печальные, которые начинали вдруг светится. Было лицо Шустера, которое резко изменилось и сжалось, когда немец поклонился жертве. И в нем была жесткость глубоко задавленного горя целой нации. И вся эта гамма живых чувств после длиннющего парада лжи и тщеславия - это то, что мог сделать Хеллингер, и то, что он сделал. Думаю, многим было неловко смотреть на происходящее. Обнаженные чувства - это менее привычно на экране, чем обнаженные тела.

Мне было грустно смотреть на дедушку Берта. Хотя я понимаю, что моя грусть - о собственном ушедшем прошлом. Все течет, все меняется. Его вклад в развитие движения, сделавшего нас мастерами, неоспорим и неизменим. И еще ему поклон, что он и при жизни никого не опровергает. Он делает, что считает нужным. И именно его смелость не быть с кем-то и для кого-то и сделала его такой одиозной фигурой.
А прошлое должно иметь возможность пройти и остаться в прошлом, как справедливо отметил Берт Хеллингер.»

*Литература: *
Хеллингер Б. «Порядки любви. Как жизнь и любовь удаются вместе», М. 2007
Хеллингер Б. «Источнику не нужно спрашивать пути», М. 2005
Вебер Г. «Два рода счастья. Системно-феноменологическая психотерапия Берта Хеллингера», М. 2005
Вебер Г. «Практика семейной расстановки. Системные решения по Берту Хеллингеру», М. 2004
Шлиппе А.фон, Швайтцер Й. «Учебник по системной терапии и консультированию», М. 2007
Ulsamer В. «Die wichtigsten Irrtumer zum Familienstellen.» Herder, Freiburg, 2007
Годунова И. «Семейная расстановка. Психотерапевтический феномен», Журнал «60 параллель» №3, М. 2007

По материалам сайтов:
familyland.ru
constellations.ru
srez.info


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Лідерство, тімбілдинг Психологія, емоційний інтелект Саморозвиток