Влияние средств массовой информации на формирование общественного мнения: психологическтй аспект

Влияние средств массовой информации на формирование общественного мнения: психологическтй аспект

Общественное мнение во многом формируется под влиянием средств массовой информации (СМИ). Данный вопрос может быть рассмотрен с позиции психологии как науки о поведении и взаимодействии людей.

Шевцов А.Г., практический психолог, бизнес – тренер

Общественное мнение формируется по принципу стимул-реакция. Стимулом является информация, поступающая в общество через масс-медиа. Реакция – это изменение поведения людей в обществе в ответ на поступающую информацию. Вербальное (словесное) поведение людей создаёт общественное мнение. Поскольку вербальное поведение может быть преимущественно положительным или преимущественно отрицательным, то и общественное мнение по тому или иному вопросу может также быть преимущественно положительным или отрицательным.
В процессе общения люди постоянно влияют друг на друга. Сознательной или бессознательной целью такого влияния всегда является изменение поведения другого человека или группы людей.
Выделяют три основных формы психологического влияния (воздействия).
Внушение – это влияние одного человека на другого или группу людей, которое базируется на авторитете и доверии внушающему. Люди, которым адресовано внушение, воспринимают его без критической оценки, то есть с полным доверием.
Убеждение основано на логических доводах. Его цель - чтобы человек понял информацию и затем изменил своё поведение.
Подражание проявляется в сознательном или бессознательном копировании поведения другого человека.
Указанные формы влияния могут сочетаться.
В средствах массовой коммуникации работают люди, передающие определённую информацию. Эта информация адресована людям, находящимся по другую сторону СМИ – населению. Масс-медиа являются своеобразным психологическим усилителем информации. Население склонно доверять информации, проходящей через СМИ в большей степени, чем информации, передающейся из уст в уста. Здесь работают такие пословицы-стереотипы, как «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» (телевидение), «Написано пером – не вырубишь топором» (газеты, журналы) и др.
В структуре влияния СМИ на формирование общественного мнения первое место занимает внушение, второе – убеждение, третье – подражание. То есть, все масс-медиа в большей степени обладают внушающим влиянием на население, в меньшей степени – убеждающим, а подражание выражено достаточно слабо.
Если психологическое воздействие на население принять за 100%, то влияние СМИ на подсознание людей составит 80%, а влияние на их сознание – 20%. Иными словами, большинство людей не осознают, что масс-медиа изменяют их поведение в нужную им (масс-медиа) сторону, формируя таким образом общественное мнение.
В структуре психологического влияния формы влияния распределяются так:
80% - внушение, бессознательное подражание;
20% - убеждение, сознательное подражание.
Следовательно, чтобы сформировать определённое общественное мнение, необходимо преимущественно внушить через СМИ определённую информацию.
Способы психологического влияния, которые используют средства массовой коммуникации для формирования общественного мнения, весьма разнообразны.
Из всех СМИ телевидение обладает наибольшим внушающим влиянием за счёт динамического (движущегося), цветного изображения, сопровождающегося словесной, звуковой информацией и музыкой. Музыка обладает очень сильным влиянием на подсознание людей и, соответственно, сильно меняет их поведение. Некоторые психологи говорят даже о своеобразной музыкальной зависимости наподобие наркотической. Сочетание этих четырёх способов влияния делает телевидение самым мощным средством массовой коммуникации.
Словесная, звуковая информация и музыка на радио часто сливаются в восприятии слушателей воедино. Известно, что любой словесный текст, произнесённый на фоне музыки, обладает гораздо большим внушающим действием, чем без музыки. В наши дни даже на государственных радиостанциях широко используют этот приём.
Газеты и журналы применяют идентичные способы влияния на население: статическое чёрно-белое или цветное изображение в форме текстов, фотографий, рисунков. При этом цветное статическое изображение способно внушить людям больше, чем чёрно-белое. Именно поэтому издатели большинства газет и журналов стараются сделать полноцветными хотя бы их обложки.
Интернет и другие компьютерные технологии обладают статическим, динамическим, чёрно-белым и цветным изображением, но недостаточно сильно влияет на формирование общественного мнения из-за малой доступности к ним населения. За интернетом, несомненно, будущее. В перспективе этот канал коммуникации может превзойти телевидение.
Возвращаясь к описанию влияния телевидения, следует подчеркнуть, что с точки зрения психологии в современном мире это наиболее универсальный канал СМИ, так как он применяет все существующие способы психологического воздействия. Соответственно, люди, работающие на телеканалах, должны брать на себя ответственность за формирование общественного мнения.
Таким образом, для того, чтобы сформировать общественное мнение населения о каком-либо событии или явлении через масс-медиа, лучше запустить информацию через телевидение.
Если же такой возможности нет, информацию можно разместить на радио, в газетах или журналах. Информация, размещённая в интернете, для большей части населения останется незамеченной.
Описанные здесь способы, приёмы и технологии, к сожалению, известны лишь узкому кругу специалистов в области социальной психологии, преимущественно в развитых странах. Работники же СМИ имеют о них весьма отдалённое представление. Этот факт делает влияние средств массовой коммуникации сумбурным и часто вредным. Поэтому работники СМИ, особенно в нашей стране, должны получать специальную подготовку в области психологии масс-медиа.


Залишити коментар
Будь ласка, введіть Ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Маркетинг, реклама, PR Продажі, кол центр, робота з клієнтами Психологія, емоційний інтелект