Идет игра в трудоустройство, идет игра

Поиски работы или персонала занимают много времени. Они выглядят серьезно и даже драматично. Соискатели учаются красиво врать в резюме, а HR-ы – читать резюме «между строк» и разгадывать, что на самом деле скрывается за солидным описанием.

Сидят за столом два HR-ра, опытный и молодой.
Перед ними – огромная стопка резюме.
Молодой говорит: «Какая у нас, все-таки,
сложная и важная работа! Нашей компании
нужны хорошие специалисты! Вот сейчас нужно
прочитать каждое резюме, проанализировать,
пригласить на собеседование наиболее
подходящих соискателей. На собеседовании
проведем интервью, тестирование, обработаем
результаты, и пригласим достойных на второй
тур собеседования…».
Опытный смотрит на коллегу с иронической
улыбкой, берет примерно 90% VC – и швыряет
в мусорную корзину.
Молодой: «Что Вы делаете?! Может быть, там
резюме специалистов, необходимых нашей
компании!»
Опытный: «Нашей компании неудачники не
нужны!»
Анекдот


Трудоустройство, поиск работы, поиск персонала и специалистов – актуальная часть очень серьезной сферы под названием «Деловая жизнь».
С одной стороны, есть текучесть кадров и нехватка специалистов, с другой – отсутствие вакансий и ответы: «Мы уже взяли человека», «Мы Вам перезвоним». Головная боль и с той, и с другой стороны!
Казалось бы, такая ситуация идеальна для слияния в консенсусе работодателя с соискателем. Как штепселя с розеткой. На деле же получается, что розетка «евро», а штепсель – из Азии.
Попробуем оставить в стороне объективные причины. Например, действительно недостаточное количество специалистов в определенных областях. Также - малое количество высококвалифицированных специалистов, у которых, соответственно, высокие запросы по заработной плате. Здесь же оставим руководителей, которые вынуждены публиковать информацию о свободных вакансиях. При этом они не собираются никого принимать на работу. Рядом разместим соискателей, на самом деле не желающих работать по найму. Они могут этого не осознавать, выдвигать неадекватные требования к вакансии и отклонять любые предложения.
Даже если мы уберем эти фрагменты из картины, общее впечатление от данного полотна останется таким же.
Сталкиваясь с некоторыми организациями, иногда ловишь себя на крамольной мысли. О том, что, если поменять местами людей, которые сейчас в ней работают, с ищущими работу, то в производственно-деловом процессе ничего принципиально не изменится.
Итак, существует естественное человеческое желание самореализовываться и содержать себя, работая. Существуют организации, которым для осуществления их задач и самой жизни необходимы сотрудники. Вероятно, их встреча (потенциальных сотрудников с организацией) была бы естественной. Естественное не случается, когда вместо него случается что-то искусственное. Когда настоящее подменяется игрой. А в то, во что играют «по умолчанию», где существуют тайны и в одностороннем порядке меняются правила, можно играть бесконечно.
Поиски работы или персонала могут занимать много времени, выглядеть серьезно и даже драматично. Но, посудите сами, разве не забавно, что соискателей обучают, как красиво врать в резюме, а HR-ов – читать резюме «между строк» и разгадывать, что на самом деле скрывается за солидным описанием. Причем обе стороны, что называется, «в курсе». Вероятно, следующим правилом этой игры может стать написание в начале каждого CV строчки: «Перед прочтением сжечь!».
Кроме правил, в игре есть Тайна. По крайней мере, три страшных тайны и один самообман.
Тайна №1(не известная соискателям): ни один предприниматель, будь то СПД или владелец большого концерна, не организовывал свое предприятие для того, чтобы дать кому-то работу. Наличие рабочих мест - приятный для соискателя и неизбежный для предпринимателя побочный эффект.
Тайна №2 (не известная работодателям): ни один соискатель (за редчайшим исключением) не живет мечтами о работе именно в данной организации – в течение 25 часов в сутки и без зарплаты. Большинство хочет хорошую зарплату, достойные условия работы-самореализации и достаточно количество времени на личную жизнь.
Тайна №3: периодически в процедуру собеседования вводятся «новинки». Обычно это действительно новые результативные приемы, хорошо себя зарекомендовавшие при отборе персонала для какой-то конкретной деятельности. Но, когда их начинают применять повсеместно, то, во-первых, данные приемы перестают выполнять свою задачу. Во-вторых, они искажаются так, что первоначальным остается лишь название. И, в-третьих, они не помогают достичь цели собеседования. Впрочем, при составлении HR-ом своего резюме красивая строчка о владении определенным приемом может добавить «крутизны».
Иллюстрацией к «третьей тайне» может послужить применение стресс-интервью или того, что им называют в некоторых организациях. Помните, сначала в сфере поиска работы и персонала пошли разговоры о загадочном «стресс-интервью». Потом появились предложения об обучении, потом в резюме HR-ов появились строчки об умении проводить «стресс-интервью», затем соискатели стали рассказывать друг другу о пройденных ими специфических собеседованиях. И во многих вакансиях должности менеджера по персоналу появилось требование к соискателю: умение проводить стресс-интервью.
Хотя такая форма уместна при отборе сотрудников для очень ограниченного круга деятельности. Сам отбор должны проводить опытные специалисты. Иначе все происходит с точностью «до наоборот».
Как-то подруга автора статьи попросила подготовить ее к собеседованию. Ей, отличному специалисту, предложили серьезное повышение. Прояснив ситуацию, мы предположили, что без стресс-интервью уж точно не обойдется. При рассмотрении вариантов развития событий главным пунктом подготовки было личное отношение. При котором фраза: «Ничего личного. Это бизнес», - рассматривается как ширма.
Автор статьи высказала личное мнение, что для данной деятельности использование стресс-интервью не является необходимым. И в этом случае, скорее, выступает показателем нормы в отношении к людям для данной организации. И соискательнице решать, готова ли она к такой норме.
Вернувшись, подруга сообщила: «Все было, как ты сказала». Во время беседы с интервьюером «внезапно» звонил телефон, что-то «совершенно неожиданно» падало с грохотом; задавались оскорбительные и по содержанию, и по интонации вопросы.
Даже при наличии теоретической подготовки пережить все это было тяжело.
Через некоторое время соискательнице позвонили и сказали, что она подходит, более того, она очень понравилась. Только к этому моменту подруга все обдумала, проанализировала и приняла решение не работать в этой организации. Именно из-за личного отношения.
Можно сказать, мол, ну и помогла! Организация не получила необходимого ей специалиста, а человек не получил должности и высокой зарплаты. Вообще лишился работы. Так – да не так. Человек открыл свое дело и стал работать на себя. Работать по специальности. Начав перед самым кризисом, успешно работает сейчас.
В данном случае модный метод сыграл положительную роль в судьбе соискателя. Но в качестве инструмента для достижения цели собеседования оказался бесполезным.
К страшным тайнам присоединяется самообман (различной степени искренности): «Мне нужно зарабатывать на кусок хлеба!» Что касается куска хлеба – в Киеве не хватает дворников, практически на каждом лотке и киоске висят объявления: «Требуется продавец». На эти вакансии даже не нужно высылать резюме.
Мы договорились рассматривать здесь только ситуации, когда человек действительно хочет работать, а предприятие действительно готово нанимать сотрудников. Для того, чтобы найти друг друга в реальности, желательно в ней находиться. Кому-то все равно придется сказать: «Я больше не играю!» Кто-то начнет возвращение в реальность с понимания того, что не может быть неограниченно большого числа открытых вакансий на статусные должности с идеальными условиями работы и желаемой з/п! Кто-то признает, что умение создавать правдоподобное и соблазнительное для работодателя резюме не относится к необходимым на вакантной должности умениям и навыкам.
А кто-то решит продолжать игру. Иллюзия деятельности часто выглядит красивее и значительнее самой деятельности.
Итак, какие «опции» будем указывать?..


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії HR, менеджер з персоналу, рекрутинг Лідерство, тімбілдинг Саморозвиток