Психологічний аспект Бардо Тьодол

Психологічний аспект Бардо Тьодол

Багато езотериків і майстрів пишуть про цей стан, він бажаний і можливий, але чому це не відбувається в житті? «Бардо Тедол» дає відповідь: інтенсивність і яскравість того переживання такі, що свідомості не вдається визнати цей стан як свій.

Согласно «Бардо Тёдол» в Бардо-промежутке есть три уровня:

1) переживание «чистого света»;

2) видения мирных и гневных божеств;

3) суд и подготовка к следующему воплощению.

Таким образом получается, что сознание поэтапно проходит опыт трёх жизненных стратегий.

Стратегия «чистого света» — это идеальный вариант реализации. Жить так, как будто всё есть Свет, или всё есть Пустота или всё есть Дао. Многие эзотерики и мастера пишут об этом состоянии, оно желанно и возможно, но почему это не происходит в жизни? «Бардо Тёдол» дает ответ: интенсивность и яркость того переживания таковы, что сознанию не удается признать это состояние как свое. Узнавания не происходит, более того, есть потребность снизить интенсивность. Неудивительно, что в нашей жизни просветленных исключительно мало, а те, что возможно есть, не могут объяснить другим, суть происходящего. Кроме банального: всё есть Бог.

На втором уровне легче — там есть образы, мирные и гневные. Но и здесь эти божества вызывают желание поклониться или совершить некое взаимодействие, хотя эти образы и есть то сознание, что их воспринимает. Нет узнавания, но есть действие.  Возникает предпосылки для страха, ведь могущество богов пугает непредсказуемостью.

И тогда происходит трансформация мирных божеств в гневные. Кали, Дурга и прочие известные образы из тантрических изображений как раз и демонстрируют приблизительно то, что видится сознанию. Узнать гнев и страх как производные своего ума ещё труднее и сознание переходит на третий уровень.

На этом уровне происходит знаменитый суд с весами, где черные и белые камушки как метафоры добрых и злых поступков. И сразу же исполнение приговора прямо на месте богом смерти Ямантакой. А потом и новое рождение ждёт.

Как это можно трактовать на уровне глубинной психологии?  Так, что каждое событие нашей жизни может разворачиваться на трёх уровнях. Если «всё есть Дао», то неважно что происходит, мир — это бесконечный поток блаженства. Красиво, но труднодоступно. Наверное, некоторые монахи в разных традициях знают, о чём это. Хотя иногда и простые люди попадают на этот уровень реальности. При удачном стечении обстоятельств и комбинации гормонов. При влюблённости, например.

Что касается суда и мучений, то это обыденный уровень сознания, когда позиция жертвы в разных проявлениях формирует повестку дня. Любая вина, стыд, гнев или страх подразумевают Внешнюю Фигуру. Обладающую правом наказывать. И пока сознание конкретного человека находится в этой парадигме, так и происходит.

Второй уровень, где происходит манифестация гневных и мирных божеств, представляется мне тем психическим пространством, где возможны качественные трансформационные процессы. Конечно, первым делом нужно выходить из третьего уровня, уровня жертвы. А потом, на втором, исследовать божественные манифестации. Которые и есть архетипы.

Ведь архетипы, с одной стороны, это и наши содержания и не наши. Архетипы находятся в слое коллективного бессознательного, к которому имеет доступ любой человек по факту рождения. Но архетипы — это не личный опыт.

Таким образом, через работу с архетипами можно разотождествиться со своими ложными идентификациями (даже не ложными, а неподлинными).

При этом можно расширить границы своего сознания, приобщившись к ресурсным уровням того, что называют Божественным (на языке архетипов — нуминозным).

Борис Медвидь

***

Консультации, расстановки, курсы — в проекте Человек и Хаос.


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Відносини, комунікація Психологія, емоційний інтелект Саморозвиток