Способы социальной мотивации персонала

Помимо мотивационных мер материального, нематериального и организационного характера существует еще один инструмент стимулирования работника. Речь идет о мерах социальной мотивации персонала.

Помимо мотивационных мер материального, нематериального и организационного характера существует еще один инструмент стимулирования работника. Речь идет о мерах социальной мотивации персонала. Примечательно, что принцип его действия во многом сходен с тем, в соответствии с которым функционирует организационный механизм мотивации персонала.

Социальная мотивация персонала - это не что иное, как выраженное в соответствующих формах общественное одобрение или общественное порицание его профессиональных действий. Очевидно, что одобрению подлежат положительные действия работника, а порицанию - отрицательные.

Первые приносят предприятию пользу, вторые - вред. Причисление действий работника к соответствующей группе должно осуществляться на основе четких критериев, закрепленных в локальном акте предприятия - допустим, в положении о персонале. Заметим, что меры социальной мотивации персонала вошли в обиход раньше всех остальных, что объясняется прежде всего простотой и непосредственностью их выражения или, говоря иначе, их меньшей зарегламентированностью. Однако это обстоятельство никак не сказывается на эффективности мер социальной мотивации персонала - напротив, во многих случаях мнение коллег о результатах труда того или иного работника является для последнего гораздо более важным, чем формальное признание со стороны работодателя, в распоряжении которого имеется обширный арсенал мотивационных мер материального, нематериального и организационного характера - и с этим, конечно, приходится считаться. Примерный перечень мотивационных мер социального характера:
Меры общественного одобрения

  • Персональное устное выражение одобрения действий работника (похвала)
  • Публичное устное выражение одобрения действий работника - например, на общем собрании работников структурного подразделения (предприятия)
  • Благодарственное письмо
  • Статья в корпоративных СМИ с выражением одобрения
  • Предоставление работнику возможности выступить перед коллегами в целях распространения передового опыта
  • Размещение соответствующей информации на стенде, отражающем ход соревнования между работниками
  • Торжественное вручение награды (например, признанному лучшим по профессии)
  • Визуальное оформление рабочего места работника (с использованием пояснительных надписей, вымпелов, флажков и т. п.)
  • Размещение фотографии работника на Доске почета предприятия
  • Занесение в Книгу почета предприятия


Меры общественного порицания

  • Персональное устное выражение порицания действий работника (критика)
  • Публичное устное выражение порицания действий работника — например, на совещании по подведению итогов деятельности за период
  • Критическое письмо
  • Статья в корпоративных СМИ с выражением порицания
  • Предоставление работнику возможности выступить перед коллегами в форме «общественного покаяния»


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити
Oleg,14.07.2015, 13:03
Все что сказано автором статьи, действительно полезно для успешной мотивации персонала. Однако, нужно помнить, что мотивация нужна не для ублажения человека труда (что он хочет, то и предоставляй), мотивация должна направить его на реализацию целей менеджера или организации, поэтому помимо понимания того, что нужно дать работнику, нужно понимать, что с него можно взять. Иначе мотивация превратиться в благотворительность. Решить вопрос баланса интересов начальника и подчиненного можно, например, на базе концепции личных издержек, суть которой вкратце может быть раскрыта в следующем тезисе: бери от человека то, что ему не нужно, и давай то, в чем он больше всего нуждается. Тогда будет работа на уровне консенсуса, а не обычного компромисса.

Інші статті в категорії HR, менеджер з персоналу, рекрутинг IT, програмування, розробка Лідерство, тімбілдинг