Бизнес - это игра

Война плоха тем, что зачастую разорительна, опасна и для многих "социально неприемлема". Мало кто готов найти в себе силы разбить противника и властвовать на его территории. К тому же война нацелена на полную и безоговорочную победу.

Война плоха тем, что зачастую разорительна, опасна и для многих "социально неприемлема". Мало кто готов найти в себе силы разбить противника и властвовать на его территории. К тому же война нацелена на полную и безоговорочную победу. Однако полная победа, уничтожение конкурента может, как это не странно, стать основой гибели самого победителя. В этом случае, "поражение и победа меняются местами".

Партнерство плохо тем, что ослабляет внимание к внешней угрозе. За игрой в гольф конкуренты, ставшие партнерами, вполне могут позабыть про то, что в любой момент может появиться новый участник рынка, что никакие входные барьеры на рынок, какими бы высокими они не были, не могут быть непреодолимыми. К тому же застой в развитии, который практически неизбежен в отсутствие конкуренции, опасен еще и неудовлетворенностью персонала, который без активных действий фирмы теряет не только квалификацию, но и интерес к работе "в болотной обстановке".

 Взгляд на бизнес как на игру способен объединить две противоположности - войну и партнерство и избежать их недостатков. Игра гораздо более естественна для человека, чем война. Все мы знакомы с игрой. В игре, также как и в войне, существует противник. Так же, как и в войне, в игре главное - борьба и победа. Но игра имеет одно важное отличие от войны.

  Если в политике полная победа над врагом (то есть когда он больше не представляет угрозы) - благо, то в игре это далеко не так. Победа в бизнесе как войне - это монополия, владение всем рынком. Может быть в Украине такая мечта и может реализоваться, но только из-за слабости государства. На Западе монополия зачастую очень опасна для монополиста. За монополистом сразу устанавливают наблюдение, которое того и глядишь плавно перетечет в судебные тяжбы с угрозой раздробления. Даже если до монополии не дотянется правительство, до него дотянутся конкуренты. Конкурент знает, куда стремиться - ему надо быть лучшим. Монополисту некуда стремиться - он и так лучший, первый. Ему не с кем сравнить свой товар, в результате теряется стимул к совершенствованию. Теряется мобильность, изобретательность, инициатива. Никакие "внутренние стремления" менеджеров к всеобщей гармонии не способны создать совершенный товар при отсутствии реальной конкуренции. В результате качество продукции монополиста падает, недовольство потребителей растет, хотя и имеет скрытую форму. И рано или поздно на рынке появляются другие компании (отечественные или зарубежные), которые начинают теснить монополию, какой бы мощной она не была. А неготовая к бою, она может очень сильно сдать свои позиции даже не самому эффективному конкуренту.

Отсюда вывод: надо бороться с конкурентами, но никогда нельзя уничтожать их полностью. Именно в этом и состоит суть игры, которая становиться бессмысленной без соперника. Известный тренер по теннису Тимоти Голви говорил, что ": ваш оппонент в теннисе действительно ваш друг, если он делает вас подтянутым и быстрым. Он вам не друг, если всего лишь возвращает мяч, так как это не помогает вам улучшить свою игру". Андрей Гусаров, генеральный директор "Сатори" также считает, что конкуренты - это партнеры, потому что они создают ориентир, критерий качества, к которому надо стремиться. Без конкурентов нет ни критерия, ни стремления.

Игра объединяет принципы войны и партнерства. Это своеобразная "война с друзьями", когда проявление умения со стороны противника свидетельствует о нашем несовершенстве, о потребности улучшить умение и технику игры.

Стратегия игры - не для слабого. Только сильная и уверенная в себе фирма может быть готова к тому, что ее будут постоянно атаковать "друзья по гольфу". И только уверенные руководители готовы ждать неожиданностей от своих партнеров по бизнесу и не воспринимать это как предательство. Ведь бизнес - это всего лишь игра, в которой сегодня победит соперник, а завтра ты.

Потребность в развитии исходит не только извне, но и изнутри. Многих работников может угнетать обстановка "отсутствия врага", когда работа идет спокойным размеренным темпом. Это скучно. Только пенсионеры стремятся перекладывать на работе бумажки. Молодые, амбициозные специалисты долго не задерживаются там, где не приходится каждый день решать реальные проблемы, рожденные вовне, а не внутри фирмы.

Вряд ли можно считать конкурентоспособными фирмы, чьи сотрудники только и делают, что проводят время на корпоративных вечеринках, а руководство которых постоянно общается друг с другом на предмет "совершенства человеческой природы".

Игра тем и интересна, что играешь с друзьями. Если кто проиграл, то это не вина противника как более способного, а проигравшего - как более слабого. Любая фирма мира создает планку для всех остальных. Партнерская игра - это постоянный поиск, постоянное стремление достичь того, что сделал твой друг - конкурент. Конкурент в этом случае превращается не просто в партнера, но в ориентир, пример для подражания. Я сделал что-то хорошее - после меня, по моим стопам пройдут другие. Мой успех не долговечен - в современном мире вряд ли удастся сохранить в тайне какие - то технологии и методы. Потом успех будет у другого - я пойду к нему учиться. И вместе мы сможем представлять собой достойную силу для отражения атаки любого нового участника, будь он отечественным или иностранным.


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Project management, управління проектами Менеджмент, керування, KPI Саморозвиток