Личностный кризис

Личностный кризис

(Статья из серии публикаций известного психолога и кризисного аналитика о том, какие индивидуальные особенности руководителя делают его мишенью для бизнес-неврозов. Как эти расстройства себя проявляют) А. Водяной, Журнал "Ваш Бизнес" (№10) за 2011г.

Мы продолжаем разговор об антикризисной профилактике в бизнесе. Но в этот раз мы коснемся малоосвещаемой темы индивидуальных личностных кризисов, с которыми нередко сталкиваются многие руководители в самых разных отраслях и сферах деятельности. Речь пойдет также о том, какие индивидуальные особенности руководителя делают его мишенью для бизнес-неврозов. И, конечно же, о том, как эти расстройства себя проявляют

Последнее время подобные состояния, так или иначе связанные с профессиональной деятельностью бизнесмена, часто называют бизнес-неврозами. А немецкие психологи Юрген Хессе и Ганс Шредер назвали группу наиболее часто встречающихся у руководителей психических и физических заболеваний «синдром шефа». Хоть эти два определения и не тождественны, так как первое отражает психическое, а второе –  физическое состояния человека, в одном они совпадают полностью: этот человек – руководитель.  

Тот факт, что эти расстройства возникают в процессе управления тем или иным бизнесом, естественным образом наводит на мысль о наличии факторов риска в самом этом процессе. Попробуем выделить эти факторы. Скорей всего первым из них будет повышенный стрессовый уровень работы руководителя. В этом нет ничего «смертельного», если человек принимает соответствующую его положению ответственность и привык стойко выносить связанное с этой ответственностью эмоционально-психическое напряжение. Хуже, когда это напряжение усиливается из-за неадекватного восприятия степени личной ответственности, недоверия к сотрудникам или своим собственным способностям.

 В нацистском вермахте одним из преимуществ кандидата на руководящую должность была его… лень. Считалось, что ленивый человек, дабы поменьше делать самому, безупречно организует работу подчиненных. А большего и не надо!

Второй фактор риска – это сильная зависимость нашего бизнеса от политической «погоды». Различные эксперименты власти редко снижают уровень стрессовости для отечественного предпринимателя. Поэтому, как правило, этот фактор усиливает первый. Систему налогообложения вместе с «произволом» контролирующих организаций можно рассматривать, как третий фактор риска для многих предприятий и их владельцев. Не все могут устоять от соблазна сокрытия части доходов или другого «ухода от налогов», что, хоть и не вызывает угрызений совести и снижения самооценки, но все же  может привести к нарушениям сна и кровяного давления.

В несовершенстве партнерских отношений может таиться следующий фактор риска. Хорошо, когда деньги не испортили бывших когда-то друзьями компаньонов по бизнесу. Когда по-прежнему можно всецело доверять, не проверяя. Когда и сам придерживаешься старых договоренностей. Но стоит раз оступиться, утаить копейку от партнеров, уже никогда не сможешь доверять ни себе, ни друзьям, ожидая и от них того же.

И еще один, последний, но не по важности фактор – дефицит времени. Время, как известно, значимый ресурс для того, кто научился эффективно им распоряжаться. Но иногда так бывает, что одинаково важных дел так много, что на все времени не хватит. Конечно, потом станет ясно, как можно было сделать так, чтобы эти дела не сваливались на голову в один момент. Но это будет потом.  А в тот момент, когда они уже свалились, приходится чем-то жертвовать, выбирая самое важное и необходимое, что нужно сделать в первую очередь. Вот тут-то и раскрывается оперативный талант руководителя, который, как правило, исправляет ошибки планирования.

 В сумме перечисленные факторы создают характерные для бизнеса психотравмирующие условия,  которые при наличии у делового человека определенных индивидуально-психологических особенностей, могут привести к невротическому расстройству, т.е. бизнес-неврозу.

Не секрет, что те или иные качества, которыми люди отличаются друг от друга, в большинстве своем закладываются еще в детстве. К 5-7 годам воспитание уже успевает сформировать у ребенка тот характерологический костяк, на основе которого будет формироваться его личность. Да и меняется с возрастом, как не странно, не многое. И если мы с вами отличаемся упрямством, жадностью, ленью или отсутствием смелости, например, то можно с уверенностью сказать, что несем мы этот «славный» багаж с малых лет.

Какие же черты характера в этом «багаже» могут, при наличии описанных в прошлой статье условий, выступать факторами, предрасполагающими к развитию невротического расстройства? Основываясь на сравнительном характерологическом анализе руководителей, ставших жертвами бизнес-неврозов, можно выделить следующие особенности этих руководителей. Прежде всего, это – низкий уровень так называемой ассертивности, то есть уверенности в себе и своих способностях. Можно возразить, ведь неуверенные в себе люди не пойдут в бизнес. Это верно, но дело в том, что не все люди с недостатком ассертивности осознают этот недостаток. Как правило, именно у этих людей мы наблюдаем чрезмерную переоценку своих способностей и возможностей, которая выступает обратной стороной неуверенности. Человек, культивирующий миф о своем всесилии рискует попасть впросак, особенно, если он – бизнесмен. Безопасней оценивать себя адекватно.

Очень важной чертой, характеризующей уровень психического развития человека, является его ответственность. Всякая ответственность всегда сопряжена с определенным эмоционально-психическим напряжением. Неспособность выносить это напряжение характеризует любого невротика, независимо от рода деятельности. Такой человек всегда с удовольствием поделится своей ответственностью или, если будет такая возможность, полностью переложит ее на чьи-то плечи. А какой бизнес в нашей стране без ответственности и нервного напряжения?


И еще одно примечательное наблюдение. Если спросить у предрасположенного к бизнес-неврозу руководителя, чего он хочет добиться в своем деле и для чего он работает, мы получим только типичный банальный ответ, связанный с финансовым успехом. У него наверняка есть и другая, более интересная и содержательная мотивация, но он не всегда это осознает. Зацикленность на финансовых показателях очень часто приводит к потере смысла, ради которого зарабатываются деньги. Тогда они становятся самоцелью. Но ведь деньги не имеют вкуса и запаха. И радость в жизни приносит не их количество, а то, что это количество может дать человеку. Ну а для того, чтобы от жизни взять что-то ценное и значимое, нужно знать, кто ты и чего ты в этой жизни хочешь. Искажение структуры потребностей и отсутствие самотождественности, к сожалению,  не только самые типичные, но и самые печальные черты из всего невротического «букета».

Не осознающий своих потребностей человек – это человек с искаженной мотивационной структурой. Такой руководитель, не понимая того, нередко сам становится причиной конфликтов с партнерами и подчиненными. Ведь он не замечает, когда при принятии тех или иных решений  его неосознанные амбиции берут верх над профессионализмом, опытом и здравым смыслом. Так могут быть уволены самые квалифицированные сотрудники, угрожающие его авторитету, заключены невыгодные договора с лояльным по отношению к нему, но неудобным для фирмы предприятием, преждевременно вырваны из оборота деньги на строительство, к примеру, загородной виллы или дачи на побережье и т.п.

Нетрудно представить, как обладатель перечисленных качеств будет реагировать на те или иные психотравмирующие условия, характерные для нашего бизнеса. Внешне это может проявиться в быстрой утомляемости, раздражительности, конфликтности, усилении тяги к спиртному и наркотикам. Внутренне – в неудовлетворенности собой, повышении тревожности, мнительности и подозрительности одновременно с понижением интереса к семье, друзьям и старым увлечениям. Возможны бессонница и резкое увеличение количества соматических заболеваний, позволяющих на время снять с себя непосильное бремя ответственности.

Водяной А.Г. Журнал "Ваш Бизнес" (№10) за 2011г.


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Менеджмент, керування, KPI Психологія, емоційний інтелект Саморозвиток