Кадры решают всё

Кадры решают всё

(Продолжение серии статей о кризисных ситуациях на предприятии. Речь пойдёт о человеческом ресурсе. Мотивационные мероприятия, как метод преодоления кризиса. Факторы эффективности тренингов) А. Водяной, Журнал "Ваш Бизнес" (№10) за 2011г.

Разговор о кризисных ситуациях на предприятиях, путях их преодоления и антикризисных мероприятиях не может быть полным без обсуждения столь актуальной сегодня проблемы кадров. Немалая доля головной боли современного руководителя порождается тяжелыми мыслями на тему: кому и за что я плачу деньги? В переводе на язык конкретики это звучит так: какие подходы к отбору, обучению и подготовке сотрудников приведут деятельность кадровых служб в соответствие со стандартами и  требованиями компании в условиях современного рынка? Как добиться повышения КПД уже имеющихся сотрудников?

Ставшие уже привычными и у нас различные мотивационные мероприятия (всем известные корпоративные вечеринки, «тимбилдинги», выездные тренинги и т.п.) не дают желаемого эффекта, так как проблема коренится скорее не во внешней мотивации, а во внутреннем отношении каждого сотрудника к выполнению своих обязанностей (внутренняя сторона мотивации).

Известная фраза «Кадры решают все» сегодня актуальна, как никогда. Но где взять эти кадры? Если вы решаете подбирать персонал, пользуясь посредническими услугами кадровых агентств, то все равно сталкиваетесь с тем, что процесс подготовки персонала ложится на ваши плечи. Вопрос: для чего тогда нужны подобные посреднические услуги, если они все равно не решают ваши кадровые проблемы? Так как же подобрать квалифицированный (или обучить уже имеющийся) персонал?

Часть подобных кадровых проблем помогают решить различные центры занятости. Но как показывает опыт, эти центры, к сожалению, не занимаются подготовкой кадров по целому ряду остро востребованных специальностей. Очень непросто найти, например, хорошего менеджера по продажам. На большинстве предприятий такие специалисты представляют собой основную движущую силу, «рабочую лошадку» в основном потоке реализации вашего товара или услуги. Так что же делать: работать в условиях постоянной текучести кадров, надеясь на появление талантливых менеджеров или, адекватно оценив ситуацию, все-таки найти профессионалов, способных подготовить ваш персонал в соответствии с требованиями вашего бизнеса. Дабы овладевать рынком, используя не количество, а качество ваших кадров.

Критерии оценки качества обучающих тренинговых программ:

  • тренинг проводится с учетом всех факторов и запросов, характерных для вашего бизнеса в атмосфере, максимально приближенной к рабочей (это не развлекательно-увеселительный процесс, в ходе которого можно на время забыть о работе и обязанностях);
  • после обучения или переподготовки персонала повышается уровень продаж каждого из сотрудников;
  • выявляются и устраняются качества и особенности сотрудников, мешающие им продуктивно работать;
  • формируются новые качества, необходимые для эффективной работы, с учетом специфики бизнеса и стандартов компании.
  • отсеиваются не способные к обучению сотрудники;
  • мотивационный эффект тренинга носит стойкий характер.

Можно добавить, что если вы строите стратегические планы по дальнейшему развитию вашего бизнеса, важно знать, каково отношение нынешних и принимаемых на работу сотрудников к перспективам развития компании.  Готовы ли они вместе с вами строить это будущее, а не действовать вопреки вашим планам? Речь идет о корпоративной культуре, системе мотивации и психологической работе с кадрами.

Любой специалист, работающий на отечественном рынке психологических услуг, может констатировать, что основным заказчиком на этом рынке выступает современный бизнес. Давно и надолго в лексикон бизнесмена вошли такие словосочетания, как «бизнес-тренинг», «корпоративный тренинг», «коучинг», «мотивационный тренинг», «тренинг продаж» и т.п. Теми или иными разновидностями тренинговых программ сейчас пользуются практически все серьезные компании. А в некоторых крупных и достаточно известных фирмах количество проведенных тренингов исчисляется уже десятками. Чем же объясняется такой спрос на различные бизнес-тренинговые услуги?

Безусловно, какую-то роль в этом играет мода. Это и не удивительно, поскольку большая часть тренинговых программ разработана на основе американских и канадских прототипов. Но вряд ли только этот один фактор мог привести к такой «невротической тренинговой зависимости» нашего бизнеса, особенно в той его части, которая связана с подготовкой персонала. Что-то еще есть в тренинге, что делает его практически незаменимым средством решения целого ряда кадровых проблем. Что же это?

Нам легче будет ответить на этот вопрос, если мы рассмотрим самые распространенные ожидания руководителей, выступающих заказчиком того или иного тренинга. Очень часто (почти всегда) от тренинга ожидается достаточно высокий, но при этом неопределенный, а иной раз просто нереальный, иллюзорный результат: разрешение всех конфликтов в коллективе, который должен стать намного сплоченней и дисциплинированней; повышение финансовых показателей; минимизация ошибок; приостановка текучести кадров и т.п. И если тренинг воспринимают как технологию, способную справиться с подобными задачами, то неудивительно, что он является самой востребованной формой психологической помощи бизнесу.

Удивляет другое, а именно, сохранение спроса на тренинги при том, что редко этому спросу соответствует предложение. Это несоответствие возникает потому, что в рекламе тренинговых центров, как правило, предлагаются типовые, шаблонные программы. Такие тренинги удобней рекламировать, а психологу-тренеру проще их проводить. В них уже заложен какой-то возможный (при успешном проведении) стандартный результат. Только вся проблема в том, что заказчик-то платит деньги за решение каких-то своих, конкретных (и не всегда полностью осознаваемых им) проблем. Вот и получается, что даже при достижении заложенных в программе результатов, эти проблемы часто остаются нерешенными.

Вряд ли кто-то захочет заказать тренинг (особенно, если он недешево обходится) просто ради собственного удовольствия или в подарок своему трудовому коллективу. Заказчик всегда рассчитывает что-то получить за свои деньги. Но не всегда он точно знает, какой тренинг будет эффективен в его ситуации, и нужен ли он вообще. Возможно, одного лишь тренинга будет недостаточно без индивидуальной работы с руководством предприятия. Возможно, в какой-то организации необходимо использовать другие формы психологической работы (индивидуальная психодиагностика, диагностика социально-психологического климата в коллективе, исследование уровня его сплоченности, социометрия, изучение мотивации, фотография рабочего дня, медиация и др.).

Если ориентировать работу психологов на решение конкретных проблем бизнеса, им необходимо доверить самим определять те средства и методы, которые позволят достичь максимального эффекта от их работы. Возможно, при такой постановке вопроса тренинги рискуют лишиться своего привычного, неадекватно завышенного самостоятельного спроса. Но пользы от них при правильной организации работы будет значительно больше.

Водяной А.Г. Журнал "Ваш Бизнес" (№10) за 2011г.


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії HR, менеджер з персоналу, рекрутинг Лідерство, тімбілдинг Менеджмент, керування, KPI