Совершенствование системы сбыта

Совершенствование системы сбыта

Светлана Фокина выделяет следующие основные тенденции развития каналов сбыта FMCG (как для конечного потребителя, так и для B2B)

Кризис — не лучшее время для рискованных экспериментов. Но ведь пассивно наблюдать за тем, как стремительно падают объемы продаж (и FMCG-товары не исключение) вследствие резкого сокращения платежеспособного спроса, — тоже не метод. В этой ситуации все усилия должны быть направлены на совершенствование системы сбыта, поиск новых каналов, еще не освоенных менее поворотливыми конкурентами.

«Практика показывает, что в период кризиса оптимальная модель ведения бизнеса описывается формулой «БХД + Х-фактор», — рассказывает Светлана Фокина, генеральный директор компании Advanced Business Technologies, — где Б — быстро, Х — хорошо, Д — дешево плюс так называемый Х-фактор. Это то, чего может быть еще не делают ваши конкуренты, работа по стандартам выше среднеотраслевых, дополнительная выгода для клиента».

Светлана Фокина выделяет следующие основные тенденции развития каналов сбыта FMCG (как для конечного потребителя, так и для B2B), отвечающие данной формуле:

  • Уменьшение глубины канала за счет сокращения промежуточных звеньев распределительной цепочки.
  • Совершенствование транспортной составляющей каналов для уменьшения сроков хранения и реализации.
  • Качественное улучшение информации о движении товара.
  • Расширение каналов — увеличение сбыта от использования новых «альтернативных» каналов, например, автоматы и интернет-торговля.


Это, как говорится, то, к чему следует стремиться. На практике ситуация со сбытом FMCG-товаров выглядит несколько иначе.

— Производители сделали акцент на акциях в местах продаж своих продуктов, а также начали активно использовать социальные сети и новые инновационные ин­струменты, — делится своими наблюдениями Жанн Смотрич, президент Украинского маркетинг-клуба MarketingJazzz. — Так, например, элементом промо-кампании пива Tuborg стал QR-код — специальный двухмерный код, который удобно считывать мобильным телефоном с помощью бесплатно скачанной из интернета специальной программы. Основой для регистрации кода служил акционный сайт. Помимо инновационных способов стимулирования продаж компании ищут и новые каналы сбыта. Например, FMCG-товары, в частности, вода и различные косметические средства буквально атакуют сети аптек. Также вырос интерес производителей FMCG-продукции к АЗС — на станциях представлен богатейший ассортимент напитков, кондитерки, прессы и всего, что гипотетически может понадобиться водителю в дороге, вплоть до игрушек для детей… Появились специальные передвижные кофейни, которые могут продавать кофе в любом удобном месте. То есть производители все чаще стремятся использовать в своей дистрибуции принцип «Кока-Колы» — «Наш продукт присутствует везде на расстоянии вытянутой руки».

По мнению Артема Зеленого, директора агентства Brand Activation, дистрибьюторы FMCG-товаров изменили свою промо-стратегию, сделав акцент на укреплении каналов сбыта, игнорируя имиджевые характеристики продукции. Все чаще продавцы начали использовать для сбыта интернет. Актуальными стали промоушн в социальных сетях и развитие интернет-магазинов. В сфере В2В акцент сместился на проведение прямых мероприятий с клиентами — в ситуации спада продаж диалог с вовлечением клиента является наиболее эффективным инструментом.

— Сегодня данные по результатам продаж дезодорантов есть только за май-июнь, цифры за июль-август будут в конце сентяб­ря, поэтому об итогах прошедшего лета говорить пока преждевременно, — сообщает Марина Гунина, менеджер категории дезодорантов компании Unilever в Украине. — В период кризиса у ряда розничных сетей отмечались сложности с кредитованием и, соответственно, оплатой продукции. Поэтому отгрузки товара в такие торговые точки были ограничены. В настоящее время в качестве основных тенденций можно отметить рост продаж в гипермаркетах, а также развитие оптовых каналов сбыта.


— Безусловно, благодаря жаркому лету продажи выросли, — отмечает Алексей Безуглый, начальник отдела маркетинга рынка пива ЗАО «Оболонь». — Больше всего увеличились объемы разливного пива и пива в ПЭТ-таре брендов средней ценовой категории. Одной из основных задач торговых команд в летний период было формирование необходимого запаса в розничных точках, чтобы пиво постоянно присутствовало в магазинах. Сложность заключается в том, что существует совсем немного торговых точек, которые могут хранить большие запасы пива. Наибольшие проблемы с запасами у киосков. Чтобы пополнять запас вовремя, нашим отделом продаж была выстроена логистика, предусматривавшая поставки свежего пива с максимальной частотой. Что касается новых каналов сбыта, то мы успешно освоили продажи разливного пива из кегов в ПЭТ-бутылки.


Несколько менее радужные впечатления от прошедшего лета у Павла Шевчука, начальника отдела маркетинга рынка безалкогольных напитков ЗАО «Оболонь»: «Даже несмотря на аномально жаркое лето, мы прогнозируем, что в лучшем случае в этом году рынок безалкогольных напитков останется в пределах кризисного 2009 года, достигнув отметки в 140 млн дал, а возможно, и сократится на 2–3% (для справки, в 2007 году общий объем рынка составил 190 млн дал). Что касается системы сбыта, то этим летом важно было добиться ритмичного и слаженного взаимодействия логистики и торговых команд, и нам это удалось. Мы всегда считали, что высокий сезон это не время для экспериментов. К нестандартным каналам сбыта, используемым нами, могу отнести продажу кваса через кеговые передвижные установки (ролл-бары) на улице и в торговых центрах».

— В течение нескольких недель июля и августа, когда жара была особо сильной, продажи безалкогольных напитков росли пропорционально повышению температуры за окном, — вспоминает Вячеслав Гнасевич, директор по продажам компании «Сандора». — Соки также имели повышенный спрос, но газированные напитки были востребованы в два раза больше. Такая тенденция наблюдалась прежде всего в южных регионах, курортных зонах и приближенных к ним городам, например, в Запорожье, Мариуполе и Крыму. Изменения в системе сбыта в основном коснулись наших крупных партнеров — дистрибьюторов и организованной торговли. Мы стали внимательнее отслеживать дебиторскую задолженность и лимитные кредиты наших клиентов. Это позволило наладить регулярные поставки продукции. Из нестандартных каналов сбыта мы начали работу с сетями аптек, заключаем контракты на поставку продукции на большие производственные предприятия, где наши соки подают в столовых, работаем со школами, университетами и т.п.

Журнал "Статус"


Залишити коментар
Будь ласка, введіть Ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Project management, управління проектами Маркетинг, реклама, PR Продажі, кол центр, робота з клієнтами