Тайны адаптации персонала

Тайны адаптации персонала

Почему HRы недостаточно серьезно относятся ко вторичной адаптации персонала? Почему в литературе только упоминается о возможности существования такого вида адаптации? Кому и зачем нужна вторичная адаптация, и как её можно организовать?

Чаще всего под вторичной адаптацией подразумевается процесс приспособления сотрудников, имеющих опыт профессиональной деятельности, но меняющих объект деятельности или свою профессиональную роль.
Иными словами, любой перевод сотрудника из одной позиции в другую в
пределах своего отдела или в другой отдел требует вторичной адаптации. Для
большей ясности, рассмотрим два варианта:

  1. сотрудник делает карьеру в пределах своего отдела (например, торговый представитель становится заместителем начальника отдела продаж);
  2. сотрудник переходит работать в другой отдел (например, менеджер по логистике, завершив соответствующее обучение, теперь становится таможенным брокером).

В каждой организации время от времени (но не так уж и редко) происходит
перемещение персонала. Теоретически вторичная адаптация должна быть более
востребована, чем первичная. Но на практике это не происходит. Почему?

Рассмотрим первый случай, когда сотрудник делает карьеру в своем отделе. Те торговые представители, с которыми он еще вчера критиковал шефа и которые его прикрывали от начальства, сегодня стали его подчиненными. Как себя с ними вести? У сотрудника возникает внутренний конфликт: остаться старым другом или выстроить дистанцию? Как это воспримут другие торговые представители? Если решит остаться добрым другом, рискует не справиться с новыми задачами. Если сразу выстроит дистанцию, то спровоцирует конфликт в команде вплоть до саботажа или ухода целой команды из компании. Такие случаи не так уж и редки.

Или второй случай – сотрудник перешел из одного отдела в другой. Со старым отделом столько прожито вместе, а как будет в новом? Как здорово мы в прошлый раз отметили день рождения, а в этом году с кем праздновать? Приглашать старых? Приглашать новых? Всех? А те клиенты, с которыми уже сложились дружеские отношения? Их с праздниками поздравлять, как раньше, или это теперь уже нельзя, а это должен делать новый менеджер? А если они звонят с вопросами или жалобами, то как реагировать: просто выслушать, пообещать разобраться и разобраться (когда: в обеденный перерыв, в рабочее время, после работы?), переадресовать к новому менеджеру, к начальству, самому поговорить со старым руководителем, с новым менеджером?

Разобраться со всеми этими вопросами сотруднику может помочь HR-менеджер. 
Подробно вопросы адаптации, оценки и мотивирования персонала мы планируем разбирать на Программе HR UNIVERSE - долгосрочной программе системного обучения менеджеров по персоналу. Авторы программы  - Ирина Синчалова и Ольга Сидор. Первый тренинг программы - "Стратегические компетенции HR-менеджера" состоится 1-2 ноября.


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії HR, менеджер з персоналу, рекрутинг Лідерство, тімбілдинг Психологія, емоційний інтелект