Как отличить затраты и потери друг от друга

Как отличить затраты и потери друг от друга

Слово "потери", предотвращение которых составляет суть бережливого производства, пока редко встречается в лексиконе украинских руководителей. Они предпочитают говорить о затратах, а это - далеко не одно и то же.

Затраты - это то, без чего ни одна организация существовать не может.

Среди них есть абсолютно необходимые для производства качественной продукции (товара или услуг) для потребителей (заказчиков, покупателей); есть такие, которые нужно и можно сокращать (оптимизировать процесс производства или всю деятельность компании), а есть такие, которые безусловно нужно исключить.

Потери - не только не создают ценность для потребителей, а чаще всего ее просто уменьшают (например дефекты продукции).

Отличить затраты и потери друг от друга не всегда просто.

Бережливое производство (от англ. Lean Manufacturing/ Lean Production/ Lean Enterprise) 

Основная цель бережливого производства состоит в том, чтобы снизить издержки производства, выпуская широкую номенклатуру товаров небольшими партиями и повысить эффективность производства путем тщательного и последовательного исключения потерь. 

Бережливое производство концентрируется на организации потока с высокой добавленной стоимостью.

Поток с высокой добавленной стоимостью достигается путем систематического снижения всех форм потерь в процессе производства.

В рамках бережливого производства выделяют 8 видов потерь:

  1. Перепроизводство.
  2. Транспортировка.
  3. Ожидание.
  4. Запасы.
  5. Дефекты.
  6. Излишняя обработка.
  7. Лишние движения.
  8. Потери творческого потенциала.

Перечисленные потери могут быть порождены или усугублены нерациональной организацией рабочего окружения:

  • мусор и грязь;
  • беспорядок;
  • посторонние предметы;
  • лишние детали и инструменты;
  • отсутствие правил и ответственности.

Мусор и грязь на рабочих местах приводят к следующим потерям:

Ожидание

Загрязнение оборудования, попадание мусора в рабочую зону может привести к выходу оборудования из строя и вынужденному простою на последующих операциях. Увеличиваются затраты на обслуживание.

Дефекты

Загрязнение рабочих поверхностей, датчиков, попадание пыли в процессные камеры ухудшает качество их функционирования и ведет к появлению бракованных изделий.

Потери творческого потенциала

Неопрятность рабочего окружения ведет к увеличению напряженности в отношениях персонала, проявлению чувства безразличия, нежелания улучшать качество своей работы.

Беспорядок на рабочих местах приводит к следующим потерям:

Излишняя обработка

Невозможность своевременно подобрать необходимый инструмент или оснастку приводит к необходимости использования менее подходящего оборудования, что может потребовать дополнительной обработки.

Лишние движения

На поиск необходимого инструмента или приспособлений затрачивается непроизводительное время, и физические усилия, а из-за спешки беспорядок только усиливается.

Ожидание и запасы

Беспорядок увеличивает время переналадки оборудования, время подготовки к обработке, время ремонта. Это приводит к увеличению простоев оборудования, ожиданию на последующих операциях и необходимости запаса обрабатываемых деталей.

Посторонние предметы (детали, инструменты) приводят к следующим потерям:

Транспортировка

Скопление лишних деталей (изделий) требует их дополнительной транспортировки к месту хранения, утилизации или месту последующей обработки.

Лишние движения

Лишние предметы (детали, инструменты) ограничивают свободу действий, отвлекают внимание, требуют дополнительных перемещений в процессе выполнения операции, связанных с поиском необходимых деталей (инструментов).

Вы получили информацию к размышлению

Какие Ваши действия?

Памятка руководителю-лидеру

Любые изменения необходимо внедрять через планирование и вовлеченность сотрудников, постепенно их обучая тем методам работы, которые Вы хотите применять.

И тогда Вы сможете целенаправлять своих сотрудников на развитие и увеличение доходности компании без стрессов и остановки корпоративных процессов.

Очень просто внедрить в компании систему эффективного управления процессами и четко определить роль в ней каждого сотрудника для создания качественного товара или услуги, если… Если знать алгоритм и технологию действий!

Желаю Вам удачи и эффективных результатов!

Галина Зимина, 
Учредитель и руководитель консалтингового центра ШАУЗ, 
Системный консультант, бизнес-тренер, коуч первых лиц компаний,

Аудитор международной квалификации (ISO 9001)


Залишити коментар

Будь ласка, введіть Ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Саморозвиток Менеджмент, керування, KPI