Навыки XXI века: как получить их в школе?

Категория:

Навыки XXI века: как получить их в школе?

Покидая школьные стены, сегодняшний выпускник должен подходить к любому делу с творчеством, гибкостью и собственным видением, ориентироваться в информационном пространстве и пользоваться современной техникой, быть инициативным и ответственным, сотрудничать с другими и быть лидером. Такой набор умений получил название «Навыки XXI века» и был определен выдающимися педагогами, руководителями предприятий, учеными и правительственными учреждениями как необходимый современному человеку.

Но как органично интегрировать изучение таких навыков в устоявшуюся школьную систему? Как изменить учебную модель без дополнительной нагрузки на учителей?

Ответом на эти вопросы стала программа «Лидер во мне», по которой сегодня работает уже более 3 тысяч школ по всему миру. Программа помогает обучать школьников лидерству и навыкам XXI века, а ее авторы и те, кто ее внедряет, считают каждого ребенка одаренным и способным быть лидером. В контексте программы понятие лидерства отличается от привычного для общества понимания лидера как руководителя и вожака и прежде всего означает способность человека быть лидером для самого себя: управлять собственной жизнью и строить её по своему желанию. Благодаря такому подходу дети учатся с удовольствием, гармонично развиваются, чувствуют себя важными и необходимыми в каждую минуту школьной жизни. С другой стороны, программа касается и образовательного процесса, считая, что изменения в школах начинаются с каждого его участника. С началом программы в школе ее принципам сначала учится учительский и административный состав, который затем доносит их до детей в течение обучения. Это сплачивает учителей и учеников, помогая им быть на одной волне.

Ключевой компонент «Лидера во мне» — программа Стивена Кови «Семь навыков высокоэффективных людей», адаптированная для учебных заведений. Это синтез универсальных принципов личностной и межличностной эффективности, таких как ответственность, сплоченность, командная работа и т.п., одинаково понятных для людей всех культур.

Детский вариант «7 привычек» звучит так:

Привычка #1. Я проактивный

Я ответственный человек, я беру на себя инициативу, я выбираю, как действовать, как относиться, какое настроение иметь. Я не обвиняю других в своих неправильных действиях. Для того, чтобы поступать правильно, мне не нужно, чтобы об этом кто-то попросил, я поступаю правильно, даже если никто не видит.

Привычка #2. Я знаю свою цель

Я планирую заранее и ставлю перед собой цели. Я делаю то, что имеет значение. Я важная часть своего класса и руководствуюсь школьными миссией и видением. Я стараюсь быть порядочным гражданином.

Привычка #3. Я делаю сначала важное, а потом срочное

Я трачу свое время на наиболее важные дела. Это значит, что я говорю «нет» тому, что мне не нужно делать. Я устанавливаю приоритет, составляю расписание и двигаюсь по плану. Я дисциплинирован и хорошо организован.

Привычка #4. Я думаю в стиле «win-win»

Я соблюдаю баланс между тем, чего желаю я, и тем, чего хотят другие. Когда начинается конфликт, я ищу решения, при котором обе стороны выигрывают.

Привычка #5. Я сначала слушаю другого, а потом объясняю свое

Я выслушиваю идеи и чувства других. Я хочу увидеть ситуацию с точки зрения другого. Я слушаю и не перебиваю. Я слушаю ушами, глазами и сердцем. Я уверенно выражаю свои идеи.

Привычка #6. Я создаю синергию

Я ценю сильные стороны других людей и учусь у них. Я устанавливаю хорошие отношения с другими, даже с теми, кто на меня не похож. Я хорошо работаю в группе, ведь знаю, что в команде мы можем найти лучшие решения, чем поодиночке. Когда есть два варианта, я всегда ищу третью альтернативу.

Привычка #7. Я вовремя точу пилу

Я правильно питаюсь, занимаюсь физическими упражнениями — забочусь о своем теле.

Я изучаю много нового, и не только в школе — забочусь о своем уме.

Я провожу время со своей семьей и друзьями — забочусь о своем сердце.

Я уделяю время тому, чтобы помогать людям — забочусь о своей душе.

Я соблюдаю баланс между всеми частями своей жизни.

Согласно данным официального веб-сайта «The Leader in Me», в результате внедрения программы:

  • ученики становятся более уверенными в себе, более инициативными, креативными, коммуникабельными, лучше работают в команде, уделяют больше внимания самостоятельному обучению;
  • улучшается школьная культура;
  • значительно улучшается дисциплина;
  • учителя гордятся своими учениками;
  • родители довольны изменениями и больше вовлекаются в процесс.

Первой и пока единственной украинской школой, внедрившей программу «Leader in Me», стала Новопечерская школа в городе Киев. Украинская программа образования здесь дополнена ведущими мировыми методиками, которые помогают легко усвоить навыки XXI века в процессе обучения. Большинство заданий на уроках выполняется в группах, что развивает коммуникационные и командные навыки, а к самим задачам нужно подходить с творчеством и собственным пониманием. Кроме того, в школе всячески поддерживают интересы детей, поэтому после основного академического обучения учащиеся могут выбрать один или несколько кружков художественного, спортивного, IT и другого направления.

В старшие классы Новопечерской школы дети с учебными, творческими и спортивными достижениями могут поступить бесплатно, приняв участие в конкурсе грантов, который ежегодно проходит весной-летом.


Комментарии0

Оставить комментарий

Оставить комментарий

Ваша оценка
Пожалуйста, выберите количество звезд
Пожалуйста, введите Ваше имя
Пожалуйста, введите комментарий.
1000 символов
или Отменить


Другие статьи в категории