Подготовка следователей и оперативников в условиях реформирования высшего юридического образования: имплементация или имитация?

Категория: Юриспруденция

Подготовка следователей и оперативников в условиях реформирования высшего юридического образования: имплементация или имитация?

Все чаще в профессиональных кругах юристов встречаются позиции, которые ставят под сомнение целесообразность осуществления подготовки следователей для органов и подразделений Национальной полиции Украины по специальности 081 «Право».

Среди наиболее дискуссионных документов стал проект Концепции развития юридического образования в Украине, обнародованный на сайте МОН Украины. Анализ документа показывает, что он не содержит надлежащих методологических и эмпирических оснований с учетом сформулированных на таких основаниях причины, обусловившие появление проблемы качества юридического образования, в большей степени могут касаться отдельных государственных и частных вузов, подчиненных МОН Украины, однако не заведений высшего образования со специфическими условиями обучения, которые входят в сферу управления МВД Украины, тех, что осуществляют подготовку следователей и оперативников для подразделений НП Украины, а именно:

  • из-за «неготовности многих научно-педагогических коллективов юридических школ к внедрению современных технологий обучения и требований к оценке результатов обучения соискателей образования» отметим, что введение дистанционной формы обучения, свидетельствует о высоком и системном уровне использования научно-педагогическими работниками вуз системы МВД информационно-коммуникационных технологий в обеспечении учебного процесса;
  • «отсутствием или недостаточностью практической составляющей в большинстве образовательных программах подготовки юристов и трудностями системного привлечения юристов-практиков к преподаванию права». В этом контексте вузы со специфическими условиями обучения, осуществляющие подготовку полицейских, вне конкуренции, ведь практическая часть является необходимым условием подготовки качественного специалиста-юриста, способного на высоком уровне выполнять свои профессиональные обязанности. В частности, ОПП по специальности 081 «Право» содержат обязательный практический компонент, все они проходят согласование, надлежащее рецензирование специалистами-практиками от подразделений НП по каждому направлению подготовки и утверждаются на уровне Департамента персонала МВД Украины и профильных подразделений. Отметим, что по согласованным с руководством межрегиональных и территориальных подразделений графиками, к практическим занятиям привлекаются следователи, оперуполномоченные, заместители и начальники соответствующих отделов в зависимости от тематики занятий, что позволяет проработать тему в контексте актуальных проблем в практической деятельности;
  • «общим толерированием академическим сообществом нарушений академической добродетели». Во всех вузах со специфическими условиями обучения, работают системы «антиплагиат», рекомендованные МОН Украины (Unicheck, AntiPlagiarism). Поэтому считаем, что такие декларативные замечания должны быть подтверждены только фактическими данными.

Подготовка специалистов-юристов обеспечивается всеми вузами, осуществляющими образовательную деятельность в сфере юридического образования, по Стандартам высшего образования специальности 081 «Право» отрасли знаний 08 «Право». В то же время выборочная составляющая образовательных программ вузов со специфическими условиями обучения для нужд НП Украины, составляет не менее 25%, что, согласно стандарта, составляет не менее 10 кредитов ЕКТС. Т.е., при формировании вариативной части учебных планов подготовки эти вузы могут внедрять учебные дисциплины с учетом государственного заказа на подготовку специалистов для соответствующих подразделений НП Украины, норм действующего законодательства и предложений стейкхолдеров.

Приведенное свидетельствует о том, что реализация положений проекта Концепции, в частности ее стратегических целей, уже сегодня обеспечивается вузами со специфическими условиями обучения, которые осуществляют подготовку полицейских через:

  1. государственный контроль качества результатов обучения в вузах через эффективность системы гарантии качества высшего юридического образования;
  2. систему конкурсного поступления, что обеспечивает отбор мотивированных и подготовленных лиц;
  3. образовательные программы, обеспечивающие высокое качество подготовки юриста-правоведа;
  4. систему последипломного образования;
  5. предоставление высшего юридического образования высокопрофессиональными преподавателями, имеющими практический опыт работы;
  6. подготовку юристов с высокими этическими и моральными ценностями;
  7. формирование на базе вузов центров научного, образовательного и инновационного развития.

Согласно проекту Концепции, соискатели юридического образования должны быть готовы к «защите прав человека и основных свобод, утверждения верховенства права, будучи преданными, принципам человеческого и профессионального достоинства, справедливости, равенства, беспристрастности, сопереживания и соблюдения высоких этических стандартов». Очерченное полностью отвечает задачам, возложенным на полицию Конституцией и Законом Украины «О Национальной полиции», которая должна предоставлять услуги в сферах обеспечения общественной безопасности и порядка; охраны прав и свобод человека, а также интересов общества и государства, руководствуясь принципом верховенства права с учетом практики Европейского суда по правам человека.

Поэтому, какого следователя желает видеть общество и государство: «сильного» или «слабого»?

Концепция «сильного» следователя предполагает его профессионализм, компетентность, высокий уровень правовой культуры, правосознания, ответственности и жизненный опыт. Он должен быть наделен достаточным уровнем независимости и широкими процессуальными полномочиями. «Слабый» следователь — это обычный исполнитель, технический помощник руководителя следственного подразделения, прокурора, не способен принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность.

Как отмечается в профессиональных источниках, прокурор и адвокат имеют подобные, а иногда и смежные, полномочия со следователями, которые работают в органах НП, СБУ, ГБР. Поэтому, с учетом основного принципа уголовного процесса — состязательности сторон, «избавление» следователей высшего юридического образования поставит их в неравное положение с другими участниками процесса — ведь для адвоката, прокурора, судьи высшее юридическое образование является обязательным.

Подытожим, реформа юридического образования — это длительный, сложный процесс, который следует начинать не с организационных или законодательных изменений, а с воспитания юристов государственников нового поколения, которые рядом с глубокими знаниями и умениями, будут иметь высокий уровень нравственности, правосознания, правопонимания и ответственности, необходимые для решения сложных задач уголовного судопроизводства.

Дмитрий Санакоев, заведующий кафедры финансовых и стратегических расследований ДГУВД

Денис Юрьев, преподаватель кафедры финансовых и стратегических расследований ДГУВД


Комментарии0

Оставить комментарий

Оставить комментарий

Пожалуйста, введите Ваше имя
Пожалуйста, введите комментарий.
1000 символов
или Отменить


Другие статьи в категории Юриспруденция