Пиарщик. Портрет героя
Ольга Черномыс
Категорія: Маркетинг, реклама, PR
Зберегти![Пиарщик. Портрет героя](/upload/img/articles/267b.jpg)
Мода на профессии случается внезапно, как летняя гроза. Еще недавно быть журналистом было не то, чтобы почетно, но страшно модно. Сегодня получить свою (и немалую) долю уважения и даже зависти можно, называясь «пиарщиком» или баером.
Пиар - транскрипция английской аббревиатуры PR или public relations, что в приблизительном переводе означает «общественные связи».
Иногда работников РR называют специалистами по связям с общественностью. Это, конечно, ближе к русскому языку, но звучит длинно и не полностью выражает суть профессии. Поэтому будем пользоваться устойчивым выражением «пиарщик».
Одним из определений задач хорошего пиарщика можно считать следующее: «построение устойчивой деловой репутации и имиджа в глазах общества».
Словосочетание РR ввел в обиход американский президент Томас Джефферсон в 1807 году, а через сто лет компания Ford начала осознанно воздействовать на общественное сознание. Именно этой корпорацией был проведен первый опрос общественного мнения и выпущен первый корпоративный журнал.
Официально считается, что в пиар возродился после катастрофы в Чернобыле, когда появилась острая необходимость спасать репутацию не отдельного человека, а целой страны. Но на самом деле это, конечно же, не так.
Просто в советское время пиар чаще всего подменялся лобовой пропагандой и прямым манипулированием. Поэтому многие наши политики продолжают считать, что общественным сознанием нетрудно управлять и без привлечения мудреных технологий.
На Западе пиар считается серьезной профессией, требующей длительного обучения, долгой практики, знания основ психологии, социологии, маркетинга и рекламы. Следуя этим представлениям, наши вузы открывают факультеты и курсы повышения квалификации. На них пересказывают содержание «библии» РR - книги Сэма Блэка Public relations, иллюстрируя тезисы примерами из практики.
Между тем, у нас пиар фактически определяется одним словом - связи.
Можно сколь угодно долго постигать теоретические основы этой профессии, но оказываться абсолютно беспомощным при столкновении с действительностью. Пристроить в СМИ нужную информацию можно за деньги, а можно, договорившись со знакомым журналистом. Дать ход «полезным» для компании слухам, организовать презентацию, упоминание фирмы в телевизионных новостях... То, что в других странах либо очень дорого, либо запрещено законом, у нас возможно благодаря знакомствам и взаимным услугам.
На Западе специалист РR часто является вторым или третьим лицом в фирме. У нас до этого еще далеко, но уже сегодня за человеком со связями идет охота. При этом важно, чтобы у него были неформальные знакомства с кем-либо из государственных чиновников, муниципальных властей, телевизионщиков и редакторов газет. Образование, предыдущая профессия имеют не самое большое значение. Успешный опыт, приспособляемость и быстрый ум - вот что ценится сегодня.
В отличие от рекламного менеджера, пиарщик распространяет те сведения, которые напрямую не заставляют покупать товар или услугу. Он формирует имидж фирмы, товара, события.
Например, фирма выпускает товар в условиях жесткой конкуренции. Решено продвигать его под флагом экологичности. На уровне рекламы внедрить это утверждение невозможно. Значит, нужно подготавливать почву - обращать внимание на экологическую катастрофу, угрожающую нашей жизни, внедрять в сознание потребность именно в таком товаре, веру в его незаменимость и т.д. Всего этого добиваются скрытой рекламой - интервью с учеными, спровоцированными социологическими опросами и т.д
Пиар, несмотря на кажущуюся понятность, занятие чрезвычайно сложное и зависимое. Есть термин - работа в кризисном потоке. Она имеет место, когда возникает угроза репутации или атаки конкурентов. Тогда нет никого важнее пиарщика. Он должен грамотно и аккуратно реагировать на ситуацию, контролировать буквально каждое публично сказанное слово, писать речи для своего руководства и даже выступать вместе с юристами в судах.
Но хуже всего, пожалуй, приходится тем, кто занимается политическим пиаром, то есть создает и продвигает имидж политиков. Здесь главная работа начинается в предвыборный период. Существует немало книг о предвыборных технологиях. Но мало где можно ознакомиться с теми методами, которыми частенько пользуются в отечественном политпиаре. Например, внедрение кандидатов-однофамильцев на одном участке, инициирование поддержки оппонента секс-меньшинствами, расклейка листовок оппонента на лобовых стеклах автомобилей (что вызывает раздражение) и организация ночных звонков якобы тоже от оппонента. Более «тонкими» считаются методы увеличения туров голосования, когда в итоге избиратели перестают ходить на выборы. Или публикация фальшивых рейтингов для усиления психологического давления на конкурента, подтасовка листов голосования и т.д.
Политический пиар - наиболее жесткая и бескомпромиссная работа, на которой остаются люди волевые и, по правде сказать, не слишком обремененные этическими нормами.
Пиар - это не просто набор знаний и намерений. Это особый склад характера, который позволяет быть все время в гуще событий, забывать о своих интересах, поступаться принципами и соблюдать личную преданность. Хороший пиарщик чувствует потребителя (зрителя, избирателя), что называется, спинным мозгом -и тут же реагирует словом и делом. Он вызывает доверие и способен убеждать кого угодно в чем угодно. Лучшие из лучших в этой профессии говорят, что могут «раскрутить» любое дело - от радиостанции и вентиляторного завода до концерта струнного квартета в районном доме культуры.
И, между прочим, получают очень большие деньги.
Портрет героя
Пиарщик должен быть абсолютно предан идеям той компании или группы людей, интересы которых он защищает. В международном кодексе профессионального поведения говорится, что специалист РR не должен намеренно распространять ложную или вводящую в заблуждение информацию. Но практика говорит другое: хороший пиарщик готов к тому, что ему придется иногда утаивать правду, иногда слегка корректировать факты, а порой и откровенно дезинформировать окружающих.
- Усі статті244
- Новини45
- Освіта за кордоном28
- Поради абітурієнтам69
- Бухгалтерія, аудит4
- Готельно-ресторанний бізнес, туризм4
- Дизайн, творчість6
- Інформаційні технології13
- Логістика, склад, ЗЕД3
- Маркетинг, реклама, PR5
- Медицина, фармацевтика8
- Нерухомість4
- Освіта, наука100
- Охорона, безпека1
- Робота для студентів, початок кар'єри8
- Робота і кар'єра, ділова етика, психологія12
- Робота вдома4
- Секретаріат, діловодство6
- Мережевий маркетинг і MLM3
- ЗМІ, видавництво, поліграфія4
- Страхування4
- Будівництво, архітектура4
- Сфера обслуговування5
- Топ-менеджмент, керівництво вищої ланки4
- Торгівля, продаж4
- Транспорт, автобізнес4
- Управління персоналом4
- Управління проектами1
- Фінанси, банк4
- Юриспруденція4
Коментарі
0Невірно заповнені поля відзначені червоним.
Будь ласка, перевірте форму ще раз.
Ваш коментар відправлений і буде доступний на сайті після перевірки адміністратором.
Інші статті в категорії Маркетинг, реклама, PR