Обзор систем дистанционного обучения

Обзор систем дистанционного обучения

Структурно дистанционное обучение мало чем отличается от любой другой системы обучения. Оно состоит из содержательной и организационной частей. Если попытаться дать определение дистанционному обучению, то получится примерно следующее - это некий набор продуктов и решений программного характера, объединяющий между собой значительную часть процессов (если не все), которые связаны с обучением, и автоматизирующий их работу.

Для грамотной организации системы дистанционного обучения, она должна будет направлена на автоматизацию актуальных задач. То есть у неё должна иметься возможность организации взаимодействия между пользователями, предоставления необходимых учебных материалов и формирования отчётов.

Использование системы дистанционного обучения должно обеспечивать выполнение анализа обучения и оценки его результатов, архивирование учебных материалов, предоставление программных продуктов и информационного контента, проверку знаний учеников и их навыков, а также управление заочным, очным и электронным видами обучения.

Следует отметить, что каждая компания или организация предъявляет свои требования к дистанционному обучению, к тому, как основные его задачи будут решаться. Для более-менее точного понимания того, какая всё же система необходима в данном случае, нужно провести оценку аналогичных систем, предлагаемых на рынке. После выполнения такой работы можно переходить к этапу проведения интеграционных процессов внутри рассматриваемой компании.

Протестируйте систему дистанционного обучения https://lms.etutorium.ru/

Проектируйте онлайн-курсы бесплатно в течение 14 дней!

Система дистанционного обучения: её основные части

Дистанционное обучение, как систему, принято делить на три основных блока, каждый из которых обладает своим собственным набором функций. К этим блокам относятся взаимодействие между пользователями системы, разработка учебных материалов для её реализации и, конечно, непосредственное управление учебным процессом.

Но обо всём по порядку. В блок взаимодействия участников обучения входят Wiki, аудиосвязь, блоги, видеосвязь, личный кабинет, мессенджеры и специализированные форумы.

Что касается блока, направленного на разработку учебного контента, то он отвечает за решение большого количества разнообразных задач. Для этого используются такие инструменты, как мультимедийные курсы, проверочные задания и тесты. Качество данного блока зависит от того, какое программное обеспечение в нём используется.

И, наконец, блок управления. Он отвечает за автоматизированное составление учебных материалов, запись выполненной деятельности, определение уровня компетенций, организацию системы дистанционного обучения, выполнение сравнительного анализа обучения, техподдержку, формирование результатов работы системы, а также управление заведёнными аккаунтами.

Для построения единой информационной среды требуется интеграция трёх основных систем - оценки деятельности, регулирования знаний и навыков пользователей системы, а также управления имеющимся персоналом. При грамотной интеграции перечисленных компонентов система связи между участниками системы обучения вполне может быть выстроена.

Основные преимущества, которые даёт система дистанционного обучения

Неотъемлемой частью системы дистанционного обучения является e-Learning. Перечислим самые важные причины, объясняющие её ценность.

  1. Начнём с анализа процессов обучения. Дистанционное обучение, в отличие от традиционного аналога, предоставляет уникальную возможность, заключающуюся в отслеживании обучающего курса и гарантировании его прохождения. Если складывается такая ситуация, когда пользователю не удаётся усваивать полученную информацию, ему могут порекомендовать другие ресурсы, которые улучшат продуктивность процесса обучения. Все или почти все системы дистанционного обучения оформляют отчёты в автоматическом режиме, указывая при этом на ошибки учащихся. При этом имеется возможность внесения корректировок в модуль в любой момент времени.
  2. Важным также является то, что в данном случае вся необходимая информация хранится в одном месте. Имеется возможность сбора учебных материалов без использования лазерных дисков или иных носителей данных. Так меньше вероятность потери данных, да и обучение становится более лёгким.
  3. У систем дистанционного обучения высокая эффективность, поскольку они помогают убирать те компоненты, которые не обладают большой важностью. Так закладывается базисная информация. Обучающиеся могут сами выбирать тот раздел курса, который им больше по душе. После изучения раздела можно проверить свои знания. Для этого есть масса средств - это специальный тренажёр, тестирование и классический экзамен.
  4. У рассматриваемых систем имеется отличная интеграция с самыми разными сайтами, социальными сетями и форумами - e-Learning легко попадает в Facebook, Linkedln, Twitter, VK и другие популярные ресурсы. Подобный подход весьма эффективен, ведь чем больше сетевых площадок будет задействовано, тем большее количество людей узнает об этих онлайн-курсах.
  5. Использование системы дистанционного обучения позволяет минимизировать расходы. Это объясняется тем, что при традиционной форме нужно учитывать аренду помещения, командировочные расходы и прочие важные моменты. В данном же случае организация курсов в режиме реального времени не требует значительных денежных вливаний.
  6. Для полноценного получения современных знаний, нужно постоянно следить за свежими научными работами и соответствующим образом обновлять учебный курс. При дистанционном обучении делать это гораздо проще, в результате чего студенты изучают свежие материалы, содержащие самые последние научные доказательства.
  7. Дистанционная форма обучения обеспечивает свободный доступ ко всему необходимому контенту, поскольку e-Learning можно изучать на любом ПК, ноутбуке, смартфоне или другом гаджете. Вся информация, используемая в учёбе, удобно хранится на специальных удалённых серверах.
  8. И, наконец, дистанционное обучение имеет возможность учёта всех требований. При такой системе внесение новых стандартов, необходимых для конкретной компании или организации, выполняется достаточно просто и в оперативном режиме.

Понятное дело, что любая система, в том числе и дистанционного обучения, имеет свои очевидные минусы. О них и пойдёт речь ниже.

Главные недостатки дистанционного обучения

  1. отсутствие индивидуального подхода – поскольку обучение проходит в удалённом режиме, очное общение между студентами и преподавателями отсутствует;
  2. необходимость жёсткой дисциплины у студентов – вся ответственность за прохождение курса лежит на самих учащихся;
  3. не каждый пользователь имеет качественную техническую оснащённость, необходимость в которой наблюдается для комфортного нахождения в образовательной среде;
  4. недостаточное количество практических заданий и упражнений;
  5. отсутствие контроля студентов и дополнительных для них стимулов заниматься;
  6. велика вероятность обучения по некачественно разработанным обучающим программам (это возможно в случае, если специалисты, работающие в системе дистанционного обучения, не имеют достаточной для этого квалификации);
  7. отсутствие словесной формы обучения, все знания студенты могут излагать только письменно.

Какие перспективы имеют системы дистанционного обучения?

Сегодня рынок таких систем активно развивается по всему миру. Такая активность связана с высоким спросом на образование, с одной стороны, и постоянным развитием информационных технологий, с другой. Кроме того, причиной развития систем дистанционного обучения является год от года увеличивающееся количество пользователей сети Интернет.

Однако в нашей стране подобные системы ещё только в начале пути. Ряд компаний прибегают к услугам e-Learning, плюс около половины российских ВУЗов предлагают, в том числе, и удалённую форму обучения. Камнем преткновения бурного развития обучения по дистанционной форме является плохо развитая инфраструктура. Особенно это касается отдалённых регионов нашей страны.

Тем не менее, развитие IT-индустрии протекает достаточно быстрыми темпами, что приводит к тому, что многим компаниям приходится заниматься переподготовкой собственных кадров. Для решения данной задачи оптимальным вариантом является именно дистанционное обучение, позволяющее не просто повышать квалификацию сотрудников фирмы, но и экономить её ресурсы.

Ну что, внедряем?!

Любую инновацию, в том числе и систему дистанционного обучения, не стоит внедрять с наскока. Сначала нужно проанализировать, какие предложения имеются на рынке. Рассмотреть их ценовые характеристики, а также содержание предлагаемых программ с примерной прикидкой их на нужды компании. Если готовые варианты не на 100 процентов подходят для конкретного случая, есть возможность привлечения сторонних преподавателей для создания собственной обучающей платформы.

Кому же будет выгодно внедрять системы дистанционного обучения? Это, прежде всего, владельцы крупного бизнеса. Руководство серьёзной компании сможет существенно сэкономить, используя такую систему. Плюс к тому, все сотрудники будут обучаться по единому стандарту. Кроме того, начальство сможет следить за обучением, регулировать его и давать оценку успеваемости учащихся. Таким образом, повысится качество работы сотрудников фирмы, а между рабочими и менеджерами заметно улучшатся взаимоотношения.

Другие статьи в категории: Образование, наука
Оставить комментарий
При заполнении формы была допущена ошибка
Неверно заполненные поля отмечены красным.
Пожалуйста, проверьте форму еще раз.
Полезность публикации
Выберите мышкой число звезд, на которые вы оцениваете полезность материала и кликните, чтобы зафиксировать результат.
Имя*:
Комментарий*:
не более 1000 символов (введено: 0)
Проверочный код*:
5 английских букв:
 или Отменить
Обратная связь