TRN.ua 12 лет Скрыть баннер

Чего боятся дети: как бороться с детскими страхами дома и в школе

Чего боятся дети: как бороться с детскими страхами дома и в школе

Страх — одна из самых сложных эмоций. А детский страх — сложнее вдвойне. В материале мы раскроем тему страха и дадим рекомендации как его преодолеть.

С середины 90-х годов прошлого столетия педагоги и психологи не устают говорить о важности эмоций для интеллектуального развития ребенка. Эмоциональный интеллект помогает в полной мере ощущать красоту жизни, достойно проживать неудачи, бороться со страхами и принимать гнев. В возрасте от 2 до 10 лет развивать EQ можно с помощью сказок и специальных игр.

Известно, что из 6 базовых эмоций, только одна позитивная. Все остальные — страх, грусть, гнев, удивление и отвращение помогают адаптироваться к окружающему миру и понимать себя.

Где рождается страх?

В основе любого страха лежит инстинкт самосохранения. Когда человек ощущает угрозу, запускается механизм защиты. Детские страхи обычно связаны не с реальной опасностью, а с негативным опытом, полученной информацией от взрослых. Фантазия у детей бьет фонтаном, поэтому малейшее проживание перерастает в детский реальный страх и может превратиться во взрослую фобию.

Основные детские страхи делят на несколько категорий:

  1. Природные — страх темноты, высоты, смерти, моря, гор, боли.
  2. Социальные. Развиваются после 3 лет, когда ребенок идет в детское учреждение. Он боится, что его не заберут, опоздают и т.д.
  3. Ситуативные. Пережитый негативный опыт. Если в 2 года был болезненный поход к стоматологу, то малыш может бояться лечить зубы и в старшем возрасте.
  4. Личностные. Индивидуальные страхи, связанные с особенностью развития – тревожностью, замкнутостью.
  5. Придуманные. Воображение чудовищ, троллей, Бабы-Яги.

Отдельно выделяют страх ночных кошмаров.

Роль родителей в борьбе со страхом

Ребенок воспитывается в семье. Большинство реакций он перенимает от взрослых. «Не нужно воспитывать детей — они вырастут похожими на вас». Если мама и папа реагируют криком на оскорбления, постоянно боятся чего-то, малыш перенимает их эмоциональный фон. Ведь, EQ — это не только понятие своих, но и чужих эмоций. Взрослые родительские страхи медленно перетекают в детские фобии.

Часто родители сами сеют зернышки-страшилки в детской голове. Например, мама говорит: «Спи, а то Бабайка за ногу укусит!». Откуда по-вашему у ребенка страх темноты? Другой пример: «Будешь громко кричать и требовать, сделаю укол!» После десяти подобных фраз ребенок точно не согласится на прививку.

Чтобы малыш активно развивался, принимал расстройства и злость, понимал свои страхи и избавлялся от них, в полной мере наслаждался радостью, его нужно «подтолкнуть». Дети познают мир во время игры. Активные развлечения нужно сопровождать эмоциями, озвучивать их. Чем больше у ребенка радостных моментов, чем ярче он понимает окружающий мир, тем меньше времени и места остается для страха.

Очень важен тактильный контакт. Для развития 5 чувств можно использовать различные предметы. Сложите в отдельные коробки предметы, которые ассоциируются у малыша с радостью, грустью, злостью и т.д. Также можно использовать развивающие игрушки. Например, из серии «Miniland Educational».

Первый шаг к развитию EQ от родителей — это принятие и любовь, но не чрезмерная опека! Ребенка нужно принимать таким, каким он есть, любить его просто за то, что он есть. Давать ему право на ошибку и опыт: лед холодный, тогда разрешите малышу потрогать, чтоб он убедился в этом сам. Дополнительно необходимы активные занятия спортом, крепкий и здоровый сон.

Роль педагогов

Социализация — неотъемлемая часть развития. Она важна и для сферы эмоций. Практически весь день дети проводят в детских садах и школах. Очень важно, чтобы учителя и воспитатели уделяли внимание EQ. Современная педагогика признает необходимость социально-эмоционального обучения (SEL).

Многочисленные исследования показывают пользу развития рационального мышления параллельно с его эмоциональной составляющей. Дети лучше воспринимают информацию, добиваются успехов в учебе, общая атмосфера в классе становится благоприятнее.

Одной из составляющих SEL выступают специальные игры с детьми, посредством которых они воспринимают свои чувства и эмоции окружающих. Для проведения подобных занятий используются дополнительные материалы и игрушки. Они дают возможность детям управлять своим поведением, самим контролировать и понимать себя. Если каждый ребенок отдельно приобретает подобные навыки, то дисциплина в классе улучшается автоматически.

SEL помогает и в работе со страхами, ведь они бывают «заразными». Находясь в тесном контакте, дети перенимают друг у друга привычки и поведение. Страх тоже можно «подхватить» от товарища. Если кто-то постоянно боится пауков и подкрепляет свои страхи историями, домыслами, возможно, что другой впечатлительный ребенок даст волю фантазии и представит огромных восьмилапых чудищ.

Задача учителя определять возможные детские страхи в коллективе и объяснять всем малышам, что бояться не стоит.

Другой аспект — сопереживание. Если в группе обговаривать чей-то страх (не нужно сразу указывать на ребенка!), дети могут поделиться своими собственными. Может оказаться, что несколько деток боятся темноты. А вместе уже проще преодолеть страх. Дети понимают, что «боятся» — это нормально, что все чего-то пугаются.

Поэтому полезно проводить игротерапию в детском коллективе. Она помогает выявить страхи и успешно борется с ними.

Scared Pancakes от Miniland — побеждаем страх, играя

Scared Pancakes — это игра для развития эмоционального интеллекта у детей в возрасте от 3 до 6 лет. Она направлена на борьбу с детскими страхами. В комплекте 30 уникальных карточек с изображением популярных детских страхов и тревожных эмоций, а также две лопатки. Идея игры: вы работаете с ребенком или группой детей, они переворачивают карточки, когда преодолевают свою боязнь. Вспомогательные приспособления – рулетка и 2 фигурки-персонажа. Подробные инструкции находятся в коробке с игрой.

Идеи для игры:

  • Предложите ребенку выбрать самый жуткий страх. Обговорите его, выясните причину. Теперь пусть лопаткой перевернет его и скажет: «Прощай, чудище!»;
  • Раздайте игровые «блинчики» в коллективе. Пусть дети выберут свои страхи. Задавайте наводящие вопросы: «Ваня, как ты думаешь, что тревожит Сашу?». Дети более чувствительны, хотя не понимают этого. Иногда ребенок может определить чужой страх во время общения игры и т.д. Так дети могут поделиться страхами друг с другом.
  • Рулетка помогает двигаться о «страха к страху» и побеждать каждый из них. Она подходит для индивидуальной игры, например, в кабинете у детского психолога или для общения с мамой.

Так ли страшен страх, как его рисуют?

Фобии и чрезмерная боязнь — дело неприятное, но абсолютное бесстрашие — тоже перебор и даже болезнь (Урбаха – Вите).

Помните! Страх равняется самосохранение. Это один из базовых инстинктов, заложенных природой. Поэтому, если жизни угрожает опасность, бояться можно. Другое дело — принять свой страх, осознать и действовать без паники. Это и есть настоящая храбрость, которая может пригодится в самый отчаянный момент.

Другие статьи в категории: Образование, наука
Оставить комментарий
При заполнении формы была допущена ошибка
Неверно заполненные поля отмечены красным.
Пожалуйста, проверьте форму еще раз.
Полезность публикации
Выберите мышкой число звезд, на которые вы оцениваете полезность материала и кликните, чтобы зафиксировать результат.
Имя*:
Комментарий*:
не более 1000 символов (введено: 0)
Проверочный код*:
5 английских букв:
 или Отменить
Обратная связь