Чего боятся дети: как бороться с детскими страхами дома и в школе

Категория:

Чего боятся дети: как бороться с детскими страхами дома и в школе

С середины 90-х годов прошлого столетия педагоги и психологи не устают говорить о важности эмоций для интеллектуального развития ребенка. Эмоциональный интеллект помогает в полной мере ощущать красоту жизни, достойно проживать неудачи, бороться со страхами и принимать гнев. В возрасте от 2 до 10 лет развивать EQ можно с помощью сказок и специальных игр.

Известно, что из 6 базовых эмоций, только одна позитивная. Все остальные — страх, грусть, гнев, удивление и отвращение помогают адаптироваться к окружающему миру и понимать себя.

Где рождается страх?

В основе любого страха лежит инстинкт самосохранения. Когда человек ощущает угрозу, запускается механизм защиты. Детские страхи обычно связаны не с реальной опасностью, а с негативным опытом, полученной информацией от взрослых. Фантазия у детей бьет фонтаном, поэтому малейшее проживание перерастает в детский реальный страх и может превратиться во взрослую фобию.

Основные детские страхи делят на несколько категорий:

  1. Природные — страх темноты, высоты, смерти, моря, гор, боли.
  2. Социальные. Развиваются после 3 лет, когда ребенок идет в детское учреждение. Он боится, что его не заберут, опоздают и т.д.
  3. Ситуативные. Пережитый негативный опыт. Если в 2 года был болезненный поход к стоматологу, то малыш может бояться лечить зубы и в старшем возрасте.
  4. Личностные. Индивидуальные страхи, связанные с особенностью развития – тревожностью, замкнутостью.
  5. Придуманные. Воображение чудовищ, троллей, Бабы-Яги.

Отдельно выделяют страх ночных кошмаров.

Роль родителей в борьбе со страхом

Ребенок воспитывается в семье. Большинство реакций он перенимает от взрослых. «Не нужно воспитывать детей — они вырастут похожими на вас». Если мама и папа реагируют криком на оскорбления, постоянно боятся чего-то, малыш перенимает их эмоциональный фон. Ведь, EQ — это не только понятие своих, но и чужих эмоций. Взрослые родительские страхи медленно перетекают в детские фобии.

Часто родители сами сеют зернышки-страшилки в детской голове. Например, мама говорит: «Спи, а то Бабайка за ногу укусит!». Откуда по-вашему у ребенка страх темноты? Другой пример: «Будешь громко кричать и требовать, сделаю укол!» После десяти подобных фраз ребенок точно не согласится на прививку.

Чтобы малыш активно развивался, принимал расстройства и злость, понимал свои страхи и избавлялся от них, в полной мере наслаждался радостью, его нужно «подтолкнуть». Дети познают мир во время игры. Активные развлечения нужно сопровождать эмоциями, озвучивать их. Чем больше у ребенка радостных моментов, чем ярче он понимает окружающий мир, тем меньше времени и места остается для страха.

Очень важен тактильный контакт. Для развития 5 чувств можно использовать различные предметы. Сложите в отдельные коробки предметы, которые ассоциируются у малыша с радостью, грустью, злостью и т.д. Также можно использовать развивающие игрушки. Например, из серии «Miniland Educational».

Первый шаг к развитию EQ от родителей — это принятие и любовь, но не чрезмерная опека! Ребенка нужно принимать таким, каким он есть, любить его просто за то, что он есть. Давать ему право на ошибку и опыт: лед холодный, тогда разрешите малышу потрогать, чтоб он убедился в этом сам. Дополнительно необходимы активные занятия спортом, крепкий и здоровый сон.

Роль педагогов

Социализация — неотъемлемая часть развития. Она важна и для сферы эмоций. Практически весь день дети проводят в детских садах и школах. Очень важно, чтобы учителя и воспитатели уделяли внимание EQ. Современная педагогика признает необходимость социально-эмоционального обучения (SEL).

Многочисленные исследования показывают пользу развития рационального мышления параллельно с его эмоциональной составляющей. Дети лучше воспринимают информацию, добиваются успехов в учебе, общая атмосфера в классе становится благоприятнее.

Одной из составляющих SEL выступают специальные игры с детьми, посредством которых они воспринимают свои чувства и эмоции окружающих. Для проведения подобных занятий используются дополнительные материалы и игрушки. Они дают возможность детям управлять своим поведением, самим контролировать и понимать себя. Если каждый ребенок отдельно приобретает подобные навыки, то дисциплина в классе улучшается автоматически.

SEL помогает и в работе со страхами, ведь они бывают «заразными». Находясь в тесном контакте, дети перенимают друг у друга привычки и поведение. Страх тоже можно «подхватить» от товарища. Если кто-то постоянно боится пауков и подкрепляет свои страхи историями, домыслами, возможно, что другой впечатлительный ребенок даст волю фантазии и представит огромных восьмилапых чудищ.

Задача учителя определять возможные детские страхи в коллективе и объяснять всем малышам, что бояться не стоит.

Другой аспект — сопереживание. Если в группе обговаривать чей-то страх (не нужно сразу указывать на ребенка!), дети могут поделиться своими собственными. Может оказаться, что несколько деток боятся темноты. А вместе уже проще преодолеть страх. Дети понимают, что «боятся» — это нормально, что все чего-то пугаются.

Поэтому полезно проводить игротерапию в детском коллективе. Она помогает выявить страхи и успешно борется с ними.

Scared Pancakes от Miniland — побеждаем страх, играя

Scared Pancakes — это игра для развития эмоционального интеллекта у детей в возрасте от 3 до 6 лет. Она направлена на борьбу с детскими страхами. В комплекте 30 уникальных карточек с изображением популярных детских страхов и тревожных эмоций, а также две лопатки. Идея игры: вы работаете с ребенком или группой детей, они переворачивают карточки, когда преодолевают свою боязнь. Вспомогательные приспособления – рулетка и 2 фигурки-персонажа. Подробные инструкции находятся в коробке с игрой.

Идеи для игры:

  • Предложите ребенку выбрать самый жуткий страх. Обговорите его, выясните причину. Теперь пусть лопаткой перевернет его и скажет: «Прощай, чудище!»;
  • Раздайте игровые «блинчики» в коллективе. Пусть дети выберут свои страхи. Задавайте наводящие вопросы: «Ваня, как ты думаешь, что тревожит Сашу?». Дети более чувствительны, хотя не понимают этого. Иногда ребенок может определить чужой страх во время общения игры и т.д. Так дети могут поделиться страхами друг с другом.
  • Рулетка помогает двигаться о «страха к страху» и побеждать каждый из них. Она подходит для индивидуальной игры, например, в кабинете у детского психолога или для общения с мамой.

Так ли страшен страх, как его рисуют?

Фобии и чрезмерная боязнь — дело неприятное, но абсолютное бесстрашие — тоже перебор и даже болезнь (Урбаха – Вите).

Помните! Страх равняется самосохранение. Это один из базовых инстинктов, заложенных природой. Поэтому, если жизни угрожает опасность, бояться можно. Другое дело — принять свой страх, осознать и действовать без паники. Это и есть настоящая храбрость, которая может пригодится в самый отчаянный момент.


Комментарии0

Оставить комментарий

Оставить комментарий

Ваша оценка
Пожалуйста, выберите количество звезд
Пожалуйста, введите Ваше имя
Пожалуйста, введите комментарий.
1000 символов
или Отменить


Другие статьи в категории